Получит ли Якутск железную дорогу?

Последний участок Амуро-Якутской магистрали (АЯМ) скоро будет запущен в постоянную эксплуатацию. Дорога длиной порядка 800 километров свяжет Республику Саха — Якутию с Байкало-Амурской магистралью, а сама республика получит круглогодичный выход на федеральную транспортную сеть. Но дойдет ли железная дорога до самого Якутска, до сих пор не ясно.

О железной дороге до Якутска думали еще царские власти. Но воплощение этой идеи несколько раз срывали катастрофические события в жизни нашей страны. В 1904 году французский предприниматель предложил построить железную дорогу от Аляски до Чукотки и Якутии и соединить ее с Транссибом. Тогда же возникла смелая идея довести железку до Магадана.

В 1906 году Совет министров России во главе с Сергеем Витте вспомнил об идее соединения Транссиба с Якутском, предложенной в 1904 году французским дельцом Лоик де Лобелем. Однако Русско-японская война вынудила отложить эти планы. К ним вернулись в 1912 году, даже смета была представлена в Государственную думу России. Однако вокруг проекта возникли дискуссии, и никакого решения принято не было.

Советская власть, как известно, взяла в работу многие проекты, планировавшиеся еще царским правительством. Среди них была и АЯМ. В 1931 году Совнарком Якутской АССР принял решение о начале изыскательских работ на планируемой трассе железной дороги до Якутска. А вскоре началось строительство от станции Бамовская до поселка Тындинский.

Рельсы на этом участке были уложены как раз в первые месяцы Великой Отечественной, однако в 1942 году дорогу разобрали. Рельсы были переброшены под Сталинград. Из них была собрана сыгравшая важнейшую роль в Сталинградской битве Волжская рокадная дорога, построенная в рекордные сроки.

О дороге вспомнили в 70-е годы. В 75-м году был восстановлен участок Сковородино — Тында, соединивший Транссиб с БАМом, а от БАМа протянули ветку для освоения Нерюнгринского угольного разреза. Решение по продлению Амуро-Якутской магистрали от поселка Нерюнгри до Якутска кабинет министров СССР принял в 1985 году. Предполагалось, что рельсы придут в столицу громадного северного края в 1994 году, но строительство споткнулось о перестройку.

Читайте также: Возвращение в Арктику: набег или обустройство?

Проект возобновили в 1996 году. Спустя восемь лет линию дотянули до станции Томмот, уложив 376 километров рельсов. По ходу этого участка трассы было возведено 159 мостов, восемь станций и разъездов, проложено 187 водопропускных труб. Участок Беркакит — Томмот строился высокими для условий этого региона темпами: средняя скорость составила 123 километра в год.

Участок начали эксплуатировать в 2004-м. Строительство АЯМ вошло в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", участниками инвестиционного договора по проекту стали Росжелдор, Республика Саха (Якутия) и ОАО "РЖД". Последняя очередь магистрали (участок Томмот — Нижний Бестях, длиной 436 км) уже завершена. В конце текущего года по этой линии уже планируют пустить поезда. Общая протяженность Амуро-Якутской железной дороги составляет 1239 километров.

Дорога прокладывалась на участках с вечной мерзлотой. Перед специалистами встал вопрос, как сделать так, чтобы дорога не "поплыла", как это случилось с ныне заброшенной трансполярной магистралью, которая должна была связать Чум, Салехард и Игарку. На мерзлоте АЯМ монтировались специальные установки, которые позволяют сохранить низкие температуры у основания дороги, чтобы под ней почва не размораживалась.

Сейчас подрядчик строительства, компания Олега Дерипаски, хочет получить компенсацию из бюджета. Сметная стоимость работ с 2008 года за счет индексации увеличилась на 1,4 миллиарда рублей. С 96-го года по 2012-й дорога съела 53,5 миллиарда рублей. При этом контрактная цена одного километра "Трансстроя" составила порядка 110 миллионов рублей.

Якутия — один из самых богатых регионов по залежам полезных ископаемых. Вдоль проложенной колеи насчитывается более 1,5 тысячи разведанных месторождений различных полезных ископаемых, в том числе нефти, газа, железных руд, фосфатных удобрений, полудрагоценных камней, апатитов, урана и прочего. Загрузка новой железнодорожной ветки будет зависеть от роста объемов производства и добычи полезных ископаемых. Пока по АЯМ идет в среднем две пары поездов в сутки. Тем не менее, благодаря запущенной части ветки уже начато освоение Денисовского и Чульмаканского месторождений каменного угля.

Несмотря на то что основные доходы железной дороги будут обеспечиваться за счет грузовых перевозок из разрабатываемых месторождений, дорога дает мощный толчок и социальному развитию этого края. Благодаря дороге 20 поселков и городов Южной и Центральной Якутии получили круглогодичную связь посуху с разветвленной сетью железных дорог страны. И вскоре здесь начнут появляться новые предприятия.

Сейчас железная дорога остановилась на станции Нижний Бестях на правом берегу Лены в 80 километрах от Якутска. Предполагалось создание совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через реку с выходом железной дороги в столицу Якутии.

Однако в правительстве рассматриваются планы строительства только автомобильного перехода через Лену, что, как полагают в Якутске, снижает перспективы и эффективность АЯМ.

Более того, ранее существовали планы продлить дорогу и далее на северо-восток, дотянув ее до Магадана и связав еще один громадный богатейший регион с основной частью страны. А там, глядишь, и вспомнят о суперпроекте соединения дорогой двух континентов — Евразии и Северной Америки.

Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

Якутия приручила экстремальный климат
Комментарии
Сядут все: Навальный снова пытается сорвать инаугурацию
США требуют от всех банков мира заблокировать "русские деньги"
США окружили Россию кольцом биологических лабораторий
Западные СМИ рассказали о русском оружии Судного дня
Проституция накрыла Дагестан. 200-300 рублей - средняя цена
Украинцы обнаружили "трещины" в опорах Крымского моста
Минздрав объявил курилки угрозой Конституции
Сядут все: Навальный снова пытается сорвать инаугурацию
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
США окружили Россию кольцом биологических лабораторий
США окружили Россию кольцом биологических лабораторий
США окружили Россию кольцом биологических лабораторий
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
Украина начала набор полицаев для патрулирования Крыма
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Это всерьез: Россия резко начала выводить деньги из США
Сядут все: Навальный снова пытается сорвать инаугурацию