Один на один с небом

На краю обрыва стоит человек, за его плечами огромные крылья. Он разбегается и отрывается от земли. Ветер подхватывает его и несет в небо с восходящим потоком воздуха. Лицо его ласкает ветер. Белые крылья параплана разрезают синее небо как краюшку хлеба. Параплан набирает высоту и летит на закат. Огромной птицей в небе управляет человек, с земли он кажется крошечным. Он любит летать вечером на закате дня, когда небо и земля залиты фантастическими, почти ирреальными фиолетово-красными красками. С высоты все кажется совсем иным, проблемы становятся мелкими и несущественными. В душе он большой романтик. Ему нравится каждый раз открывать для себя удивительный мир неба.
Со времен Икара человек с завистью смотрел на птиц и мечтал взлететь в небо. Всегда находились люди, которых манили высшие ощущения свободного полета. Так были изобретены планеры, дельтапланы и парашюты. Саша Торопов с мечтой о небе не расставался никогда. В детстве он прыгал с сараев и домов с зонтиками, не раз расшибал себе нос и коленки. Потом записался в кружок авиамоделизма, клеил модельки самолетиков и запускал их в небо. Ездил на соревнования по авиамоделизму.
ВОСТОРГ НАПОЛОВИНУ С УЖАСОМ
На его жизненном пути всегда находились энтузиасты, которых манили высшие ощущения свободного полета. Когда Саша поступил в политехнический институт, он нашел там множество единомышленников. Познакомился с Анатолием Сухорученко — инструктором-парашютистом. Тогда для Саши состоялось первое знакомство с небом и высотой. Сухорученко пригласил Сашу в Карачиху, где в то время набирали группу для обучения прыжкам с парашюта. Саша никогда не забудет свой первый полет, перемешанный с почти животным страхом. Когда самолет набрал высоту около 1 километра, ему нужно было прыгать, но он, как и всякий новичок, не мог сделать и шага к открытой дверце самолета, ноги занемели и стали как деревянные. Из самолета его буквально вытолкнули, чтобы дальше летел. Шапка сбилась на глаза, а поправить ее он не мог, руки тоже одеревенели, поэтому летел в полной темноте из-за этой чертовой шапки. Через три секунды дернул кольцо парашюта: пока он раскрывался, успел попрощаться с жизнью. Никакой красоты и прелести полета в первый раз ему не довелось ощутить. Впечатление было такое, что сначала умер, шагнул в пропасть, а потом воскрес. Дело было зимой, приземлился он в какой-то большой сугроб безмерно счастливый, что остался жив. Было ему тогда 18 лет.
Небо оказалось наркотиком, к нему тянуло снова и снова. С каждым новым прыжком приходила уверенность, а страх отступал. Много было за эти годы и смешного, и грустного в жизни юных парашютистов. Новички, прыгая с парашютом, частенько приземлялись в самые неподходящие места: кто-то садился на кладбище, зацепившись парашютом за ограду, кого-то угораздило сесть на ферму прямо в кучу навоза. Пока парень складывал парашютный купол, его протащило по всей навозной куче. После таких случаев ребята хохотали до слез. В их группе было 20 человек, среди них встречались и отказники — те, кто не смог побороть свой страх перед высотой. Большой трагедией для всей группы стало известие, что их тренер Анатолий Сухорученко погиб несколько лет назад во время очередного прыжка.
В 1989 году в Карачихе под Ярославлем проходил слет сверхлегкой авиации — СЛА. В наш город съехались люди, объединенные одной мечтой — летать, самостоятельно строить летательные аппараты. В те годы парапланов еще не было, были мотодельтапланы. Энтузиасты строили планеры с двигателями от мотоколясок.
САМОЛЕТ
ПЕРЕЛЕТЕЛ ЧЕРЕЗ КАНАВУ И РУХНУЛ
Саша был на этом слете просто зрителем. Он познакомился со Славой Лисовым из Ростова, энтузиастом, строившим свой собственный самолет. Лисов работал мастером на РОМЗе и был одержим мечтой построить летательный аппарат. Этой мечтой он заразил и Сашу. Они вместе взялись за дело. Около года строили мотопланер: изготавливали крылья, представлявшие из себя две большие палки, а между ними бамбуковые палочки, обтягивали их лавсаном. К крыльям прикрепили двигатель от лодочного мотора "Привет". Мотопланер получился внушительным: 5 метров в длину, 9 метров — размах крыльев.
Когда изобретение века было готово, пришло время испытывать его. С трудом вытащили мотопланер на поле, испытание проходило недалеко от Ростова. Наступал самый ответственный момент, нужно было, чтобы чудо-птица оторвалась от земли. Летательный аппарат, над которым они трудились целый год, оторвался от земли на два метра, перелетел через канаву и упал. Главный конструктор Слава Лисов отбил себе заднее место. Над разбившимся самолетом Слава и Саша сидели как над пепелищем собственных надежд. Самолет разбился, а летать все равно хотелось. Вскоре Слава пошел своим путем: стал строить новый самолет и почти построил его, но о задумке Лисова стало известно сотрудникам службы безопасности, его вызвали в КГБ. После долгого серьезного разговора ему запретили продолжать испытывать самолет.
Саша тоже пошел своим путем. Со времен полетов в Карачихе у него оставался парашют Д-6, десантный. Насмотревшись различных фильмов, Саша решил, что парашют можно заставить подниматься с земли, если таскать его за катером. Снова начались творческие поиски. Никакой литературы в то время еще не было. Саша нашел журнал тридцатых годов, в котором описывалось, как испытывались летательные аппараты. В его голову пришла идея — прицепить парашют к мотоциклу "Урал", который должен был поднять парашют в воздух. Выехали в поле, прицепили парашют к "Уралу", но тут произошло непредвиденное: не мотоцикл потащил парашют, а парашют потащил "Урал" по полю так, что его еле догнали. Буксир оказался маловат.
Саша снова стал рассчитывать точку подцепки и центр тяжести. Теперь в качестве буксира решил использовать трактор. Парашют прицепили к трактору, но вверх взлетать он не хотел.
Торопова ни на минуту не отпускала мысль — как сконструировать систему подцепки и заставить парашют подняться ввысь. Он страдал, не спал ночами и даже потерял в весе. В голове его мелькали сотни идей, но ни одна не была правильной. И вдруг на него снизошло озарение. Он все же придумал, как поднять парашют вверх, рассчитал систему подцепки. С помощью буксира его парашют поднимался на 100 метров над землей. Саша был на седьмом небе от счастья. Он летал все лето, перекатал всех своих друзей и знакомых. Поднял в небо даже батюшку из местной церкви, бывшего десантника. После полета тот перекрестился и сказал: "Благодать-то какая, словно второй раз родился". Это были незабываемые мгновения для Саши и его друзей.
С ПАРАШЮТОМ ХОРОШО,
С ДЕЛЬТАПЛАНОМ ЛУЧШЕ
После окончания политеха Саша Торопов уехал в Кострому. Там его страсть к полетам приобрела новый виток. Он начал заниматься в аэроклубе на спортивном самолете ЯК-52. Занятия проходили по системе РОСТО. Уже в то время начались проблемы с финансированием, ребята сами скидывались на бензин для ЯКа. Вскоре аэроклуб закрыли.
В аэроклубе было много таких же энтузиастов-изобретателей, как и Торопов. Ребята летали на мотодельтаплане "Атлас" с двигателем от лодочного мотора. Это были люди, без конца влюбленные в небо. Они организовали клуб дельтапланеристов. Нашли спонсора, который помог ребятам приобрести мотодельтаплан МД-20, разработанный для диверсионных мероприятий. В клубе было 6 летательных аппаратов.
Учителей по дельтапланеризму тогда еще не было, и занятие это было далеко не безопасным. Часто они испытывали судьбу. В воздухе им не раз приходилось принимать экстренные решения, которые впоследствии оказывались единственно верными. Один спортсмен из их группы разбился, так как не смог правильно посадить планер.
Легкая авиация — это серьезный вид спорта, в котором все пишется кровью. Было немало случаев, когда Сашины друзья ломали себе руки и ноги, оставались калеками на всю жизнь. Сам он не раз попадал в тупиковые ситуации в небе, вынужденно садился. Как-то раз, когда он облетал на параплане лес, неожиданно зацепился крылом за крону дерева. Параплан стал падать. Крылья закрутило вокруг дерева, и это спасло ему жизнь.
Последнее ЧП произошло с ним прошедшей зимой. В тот день было сильное понижение температуры, изменение скорости ветра — все это делало полет почти экстремальным. Но отказываться от него было не в правилах Торопова. Когда он набрал высоту около 70 метров над землей, винт параплана разлетелся, разрубил стропы, полкрыла сложилось, и параплан стал падать по спирали, обдирая кусты и крону деревьев. Спас Сашу огромный сугроб, в который он ушел с головой.
Этот случай ненадолго вывел его из строя. Он продолжал летать в любую погоду — в ветер и мороз. Правда, в сильный ветер бывают разные непредсказуемые ситуации: когда даешь газу, чтобы набрать высоту, параплан поднимается вертикально вверх, как лифт. А когда идет на посадку, летательный аппарат садится задом-наперед.
Он всегда мечтал остаться один на один с небом, парить в восходящих потоках. Освоив дельтаплан, он решил испробовать параплан. Но параплан стоил безумных денег, поэтому ему вновь пришлось что-то конструировать самому, придумывать, экспериментировать. Все заработанные деньги он откладывал на покупку крыла. Купив крыло, Саша стал осваивать его, летать на нем никто еще не умел толком. Нужно было правильно поднять его и с разбега прыгнуть с горы, поймать момент, когда можно оторваться от земли. Если момент будет пойман неправильно, крыло будет падать. На освоение крыла параплана времени ушло немало, Саша набил себе много шишек, прежде чем научился летать на нем.
К крылу требовался парамотор, так как крыло без мотора, что машина без колес. Его он решил изготовить самостоятельно. Варил трубы, строгал винт, переделывал двигатель из мотоциклетного. Год Саша ломал голову над мотором и год доводил его до ума. После того как мотор был готов, обкатывал его на земле, чтобы не было отказов в воздухе. Но вот в небо мотор с крылом подниматься опять-таки не хотел. Всю весну Саша не мог оторвать свою новую конструкцию от земли. Конструкция действовала непредсказуемо, иногда Саша поднимался в воздух до 300 метров над землей, и мотор отказывал. Приходилось идти на вынужденную посадку. Но в конце концов он все же довел его до ума. На самостоятельно сконструированном моторе с крылом Торопов отлетал 3 года. Потом он накопил денег и купил фирменный мотор. За ним ему пришлось ехать в Польшу. Там его приняли за шпиона-диверсанта, задержали и долго выясняли, зачем ему потребовался мотор.
Сегодня у Торопова свой параплан. Летать и садиться на параплане наиболее безопасно по сравнению с остальными летательными аппаратами. Теперь Саша может часами летать на нем наравне с птицами над своим родным поселком, над рекой и лесами и наслаждаться чудесными видами. С высоты птичьего полета все выглядит совсем иначе. Озеро Неро в Ростове похоже на большое блюдце с чашкой чая, а лодочки — на чаинки, реки Устье и Которосль — на блестящую голубую ленту. Саша делал перелет из Карабихи до Ростова. Летал над лесами, звери удивленно смотрели вверх на чудо-птицу. Для него полеты — это бальзам на душу, это его вечная страсть, которой он отдает все свои средства и время.
Сегодня Саша работает инструктором в клубе легкой авиации в Москве. Ему нравится открывать людям мир неба. Его ученики прилетают в полном восторге, с изумленными горящими глазами. Есть такие, кто не может преодолеть своего страха и подняться над землей и над собой, но тот, кто это сделал хоть раз и испытал радость свободного полета, — счастливый человек.

Елена Балдина
"Золотое кольцо"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить