Анатолий Баранов: о Государственном бубне России

Вот и опять, на фоне реальных проблем - вязкой войны в Чечне, экономической и социальной нестабильности, правового беспредела - страна погружается в дискуссию о своих Символах. Это же так важно, печатью с каким гербом скрепят договор с Сатаной. Если герб правильный, то рога и хвост отпадут сами, и чудесным образом дерьмо претворится в елей.

О бубне: в самом начале девяностых страна уже медитировала на тему Символов. Людям, принимавшим за рыночную экономику возможность купить с грязной картонки кусок венгерского сервелата или банку растворимого кофе "Пеле", казалось очень важным, чтобы над Кремлем висел именно трехцветный флаг. Другим, принимавшим за своих вождей Руцкого и Анпилова, казалось нестерпимым исчезновение с улиц и площадей кумачовых плакатов "Народ и партия едины", хотя это высказывание было неправдой, и социальное разделение шло именно по признаку еды. И те и другие спорили всерьез. Серьезность их намерений подтвердили события октября 93-го. Но часть населения, и весьма немалая, играть в игры, предложенные мастерами манипулирования, отказывалась. "Манифестом символизменного пофигизма" стала заметка новосибирской газеты "Университетская жизнь" о Государственном бубне Российской Федерации, на котором должно было исполняться бубнение Государственного гимна под Государственным флагом и гербом.

Как известно, дальнейшие исторические события развивались таким образом, что мнение т.н.народа решили не спрашивать и поменяли красное на трехцветное путем танковой атаки на Верховный Совет. Два месяца террора в Москве напрочь искоренили в ее жителях верноподданнические чувства к кому бы то ни было. И сочувствие к кому бы то ни было тоже. Теперь, когда приезжие жалуются, что в Москве их мордует ОМОН, жители столицы вспоминают, как вели себя омоновцы, слетевшиеся со всей страны, с жителями первопрестольной в октябре-ноябре 93-го. Как одобрял Дудаев действия Ельцина в том же октябре, и одобрял до тех пор, пока ОМОН не пришел к его народу.

И вот теперь опять зачем-то понадобилось обращаться к мнению граждан.

Совсем как перед переизбранием Ельцина на второй срок, когда вдруг выяснилось, что страна просто не может развиваться дальше, если не перезахоронить Ленина. Жаль, с Лениным не вышло, но благотворное действие от перезахоронения останков - теперь семьи Романовых летом 1998-го года страна почувствовала уже в августе того же года. Заметим, очень активничал с похоронами и их мистическим значением для России некто Немцов, тогда первый вице-премьер. Он был так увелечен похоронами, что не заметил обвала ГКО. Кстати, роль этого деятеля в августовском кризисе так и осталась недооцененной, все лавры собрал Кириенко, что несправедливо: у него были два первых зама, Чубайс и Немцов. Оба - очень разбирающиеся в экономических эффектах от эксгумации специалиста.

Теперь опять в первых рядах "символистов" гордо реет все тот же моложавый Борис Ефимович, и опять гонит про мистическое значение символов в России. На этот раз он представляет "крайне правую" точку зрения - все символы советской эпохи в утиль.

Крайне левой позиции не слышно, хотя встреченный мною недавно в Думе Виктор Анпилов, конечно, придерживается именно ее. Но его не озвучивают. Официальная же оппозиция занимает более соглашательскую позицию: согласны на двуглавого орла под музыку Александрова.

Не впервой в деле сотворения себе кумира замечена и Русская Православная Церковь, в лице митрополита Кирилла, от имени и по поручению Святейшего Патриарха Алексия Второго, озвучивающего синоптическую с позицией ЦК КПРФ точку зрения: флаг и герб царские, музыка гимна советская, слова новые. У нас много замечательных поэтов: Дмитрий Пригов, Игорь Губерман, Владимир Вишневский. Всех и не сосчитаешь.

По существу вопроса - имеет место асимметрия. Красный флаг, серп и молот, слова Михалкова и Эль-Регистана вместе с постом номер один у Мавзолея и памятником Дзержинскому на Лубянке своей невостребованностью новой Россией будут продолжать будоражить умы и сердца ( если предположить, что они, умы и сердца, сильно заняты этой проблемой).

Хотя сам подход - слить неслиянное, весьма любопытен. Существует же национал-большевистская партия Лимонова, артистично слившая символы СССР и нацистской Германии в знамя подростков савенковского типа. Лимонов - предтеча митрополита Кирилла и профессора Зюганова. Какой чумовой постмодернизм!

Опять по существу. С гербом, на самом деле, все почти бесконфликтно - орел об двух головах такой древний, такой византийский, что у современных коммунистов, включивших в герб КПРФ вместе с серпом и молотом книгу (источник всяческого соблазна), вызывать особого раздражения не должен. Тем более, что герб СССР с колосьями, обвитыми лентой с названиями 15 союзных республик, уже точно не подойдет. Герб РСФСР и в советское время был символом второстепенной значимости, да и Союз с Белоруссией никак в нем не отражен... Не годится. Аналогично со словами Михалкова - даже сын Никита не спорит, "Союз нерушимый республик свободных" звучит просто усмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом.

Так что разменяв герб на гимн, левые и правые должны бы столкнуться с действительно сложным вопросом - с флагом.

Торговый флаг, именуемый сегодня российским триколором, в истории страны себя мало проявил. Желто-черный романовский стяг - дело иное, но его как-то не рассматривают. Триколор - символ Февральской республики мало кого приводит в восторг, не говоря о священном трепете. Веселенький такой флажок, ассоциируется с мифическим женским платьем бежавшего из Петербурга Керенского. И с матрасом.

Иное дело - Красное знамя. Знамя Победы над Рейхстагом. Боевое Красное знамя самых почитаемых в народе орденов. Знамя московских князей, между прочим, "сплотивших навеки Великую Русь". Однако у Немцова от красного случаются корчи, и даже комсомолец Кириенко вместе с дочерью японского коммуниста Хакамадой с ними ничего поделать не могут.

Но позиция Немцова - частный клинический случай. При голосовании в Думе - величина пренебрежимо малая, как и точка зрения ПРАВДЫ.Ру, впрочем. Высказывать имеем полное право, ровно такое же, как и право властей не замечать нашего мнения.

Есть один нюанс только - неразрешенность, неурегулированность в столь маниакально-национальном вопросе как Символы, обязательно прорвется таким гнойником, что будущим символистам придется опять вести дискуссию при помощи "калашникова".

Зюганов предлагает сохранить Красное знамя как воинское. Хорошее предложение, уже легитимизированное на чеченской войне. Можно еще сделать красную полосочку на триколоре на полсантиметра шире, чуть-чуть, чтобы незаметно. Можно успокаивать себя и тем, что звезда осталась на погонах офицеров, а лампасы генералов по-прежнему красного цвета. Это поможет смириться с эксгумационными потугами либералов в деле перезахоронения Ленина, а также с помоечно-задворочным существованием памятников советской эпохи.

Хотя если быть последовательным, как митрополит Кирилл, то возвращение Дзержинского на Лубянку уже созрело: площади уже вернули ее историческое имя, а соловецкий камень просто ждет своего "противовеса". Если не вернется Дзержинский, то следующая смена общественных настроений возведет на Лубянке Берию. Прямо на камне. Попирающим, так сказать...

Пожалуй, что может сделать доброго Церковь, так это легко и изящно закончить этот спор одним простым действием - признать захоронение Ленина на Красной площади... церковным. Отпеть раба Божьего Ульянова-Ленина по православному обряду и освятить Мавзолей.

Речь не идет о церковном прославлении вождя мирового пролетариата, хотя оснований к тому у Владимира Ленина не меньше, чем у Николая Романова. Когда-нибудь, когда кровавые дела 20 века окончательно станут историей, этот вопрос еще встанет. Как, думаю, казался невозможным этот вопрос по отношению к Дмитрию Донскому его современникам, а потомкам великого князя - делом самоочевидным. Но сейчас этот вопрос не стоит. А вот легитимность погребения - огромное яблоко раздора в самом сердце страны. До каких пор можно не пускать на Красную площадь граждан, желающих в красный день календаря пройти по священным камням и поклониться своим святыням?

Формальных причин у РПЦ отказывать в признании Мавзолея Ленина христианским захоронением нет. Тела не одних только святых, но и сильных мира сего испокон века хоронили по-особому. А надеть на вождя нательный крест, вложить между ладоней иконку Божьей Матери и прочесть заупокойную молитву - не добрая воля, а просто прямая обязанность пастырей Русской Православной Церкви. Равно как и отпеть по православному обычаю тех, кто похоронен под Кремлевской стеной. Впрочем, если Феликс Дзержинский будет признан католиком, пусть это сделает ксендз. Для подавляющего большинства граждан это не будет иметь принципиального значения, но приятно и спокойно им, может быть, на минуту станет.

Если руководство страны, ее пастыри и властители дум ничего не могут сделать путного для своего народа, пусть подарят ему хоть минуту примирения.

Автор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Обсудить