Национальные отношения в Москве побудут пока беззаконными

Проект закона «О национальных отношениях в городе Москве» был рассмотрен в декабре на совместном заседании комиссий Мосгордумы по законности и безопасности и по социальной политике.

Этот законопроект подготовлен Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы совместно с авторским коллективом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ под руководством профессора Бориса Крылова. Как сказал депутатам заместитель председателя комитета Абрар Ярлыкапов, проект разработан в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12.05.98 «О состоянии и развитии этнокультурного (национального) образования и взаимодействия с национальными общественными объединениями в Москве»; он соответствует Конституции РФ, федеральному законодательству и нормам международного права в области национальных отношений.

Автор отметил, что проект представляет собой концептуальный политико-правовой документ, определяющий правовую и общественно-политическую основу для реализации государственной национальной политики в Москве с учетом ее специфики как многонационального мегаполиса, субъекта и столицы Российской Федерации. А особенностей у Москвы немало: в городе проживают представители более 130 национальностей и народностей; здесь на законных основаниях существуют 55 местных и московских региональных национально-культурных автономии, а также различные национальные общественные объединения; в столице действуют 60 школ, обучение в которых идет на национальных языках и государственное учреждение «Московский дом национальностей». Ежегодно в бюджете города отдельной строкой выделяются средства на развитие этнокультурного образования и деятельности Дома национальностей.

Как сказал автор, законопроект содержит в себе ряд важных новаций. Прежде всего то, что он вводит и определяет в качестве предмета регулирования понятие «национальные отношения», вводит нормы-принципы национальных отношений в Москве, фиксирует возможность создания и одновременного существования в городе национально-культурных автономий и национальных общественных объединений и т.д. Важным, по мнению разработчиков, является и то, что нормы будущего закона должны распространяться как на жителей многонационального города, так и на тех граждан различных национальностей, которые прибывают в столицу или временно пребывают на ее территории.

Участники заседания - депутаты, юристы и эксперты, представляющие разные национальные общества и объединения в Москве, неоднозначно отнеслись к документу, по словам многих из них, законопроект не отвечает поставленным целям и не решает никаких проблем. Острую критику вызвала декларативность проекта, а также то, что 15 из 23 статей полностью или частично дублируют федеральное законодательство.

Резкие замечания прозвучали по поводу терминов законопроекта, но особенно по термину «недискриминация», который, по мнению участников заседания, непонятен и неприемлем не только с точки зрения юридической науки, но и норм русского языка.

Депутат Ирина Осокина не сомневается в нужности такого закона в Москве, однако она считает, что принимать его в предложенном варианте только из суждений целесообразности нельзя. По ее словам, многое в нем, включая название, требует доработки, но более всего необходимо сместить акцент в его содержании - с национальных отношений на развитие этнокультурных отношений, поддержку национальных традиций и деятельности региональных национальных объединений.

По итогам обсуждения, члены двух комиссий МГД пришли к мнению о невозможности принятия Мосгордумой законопроекта «О национальных отношениях в городе Москве» за основу в первом чтении, они проголосовали за его отклонение.

Майя САЛАМОВА, пресс-центр Мосгордумы.

Обсудить