Закон для гастарбайтера

5 марта комиссия МГД по законности и безопасности обсудила проект закона «О порядке учета и оформления иностранной рабочей силы в городе Москве», подготовленный депутатом Михаилом Вышегородцевым.

Этот документ был принят Мосгордумой за основу в первом чтении летом 2000 года. Правда, назывался он тогда иначе - «О регулировании привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории города Москвы». Как заметил автор, с того времени не только название, но и содержание проекта претерпело значительные изменения. Дело в том, что Москва не может самостоятельно регулировать отношения в этой сфере, они определяются на федеральном уровне, но вот заниматься учетом и оформлением иностранных рабочих власти столицы вправе.

Пока ситуация на рынке труда в Москве нормальная, по официальным данным, вакансии составляют 120 тысяч мест, а число безработных - 60 тысяч. Но если случится обратный вариант, то власти города должны суметь защитить свой рынок труда от наплыва рабочей силы из ближнего и дальнего зарубежья. Для этого, по словам Михаила Вышегородцева, город и должен знать, сколько на его территории трудится иностранцев, чтобы в нужный момент с помощью квот отстоять интересы москвичей и жителей Подмосковья.

При этом Михаил Вышегородцев не раз подчеркнул, что проект не направлен против иностранных рабочих. Он обязывает российских и московских работодателей заявлять в уполномоченный орган Правительства Москвы о необходимости привлечения определенного числа иностранных рабочих и получать разрешение на их трудовую деятельность. Согласно проекту, без такого разрешения наниматели могут быть оштрафованы на сумму от 10 до 20 МРОТ (минимальных зарплат).

Есть еще одна особенность у законопроекта - в его сферу включены граждане стран СНГ, которые приезжают на заработки в Москву на очень короткий срок. По словам специалистов, денег из Москвы такие граждане увозят на родину много, но, по федеральным нормам, устанавливать с ними какие-либо финансовые отношения можно, если только они устраиваются на работу на год. М. Вышегородцев предлагает гражданам из ближнего зарубежья, желающим поработать в Москве в течение полугода, нескольких недель и даже дней, выдавать за небольшую плату соответствующие Свидетельства.

Среди участников заседания законопроект вызвал неоднозначное мнение. Так, заместитель председателя комиссии Андрей Войков считает, что в измененном варианте он по-прежнему вторгается в сферу федерального законодательства, например, нормы о выдаче разрешений на работу иностранцев затрагивают вопросы прав и обязанностей граждан. Представитель Департамента финансов обратил внимание, в частности, на невозможность прямого зачисления в бюджет города платы за экспертизу заявок работодателей и других платежей. Но наибольшее беспокойство у членов комиссии вызвала спорная ситуация между Департаментом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ по г. Москве и Комитетом по делам миграции Правительства Москвы. Эти два органа, расположенные, кстати, в одном здании, до сих пор не смогли придти к взаимному соглашению о разграничении полномочий и поэтому неясно, кому должна принадлежать «пальма первенства» в предполагаемой работе по учету и оформлению иностранных рабочих в Москве.

Принимать какое-либо решение по законопроекту члены комиссии не стали. Андрей Войков предложил прежде дождаться экспертных заключений на этот документ прокуратуры города и Министерства юстиции.

Михаил Вышегородцев оставил это право за собой и сообщил, что внесет свой проект в Мосгордуму до 15 марта, чтобы успеть принять закон во втором квартале. По словам депутата, нельзя более оставлять бесконтрольным вопрос с привлечением в Москве иностранной рабочей силы. От этого теряют много и люди (они остаются без квалифицированной поддержки со стороны властей столицы) и город, который недополучает доходы в бюджет.

Майя САЛАМОВА, пресс-центр МГД.

Обсудить