Анатолий баранов: на ближайшие четыре года участие граждан в управлении столицей откладывается

Начало недели в Москве ознаменовалось незаметным, но весьма знаковым событием: был смещен координатор фракции СПС в Мосгордуме Иван Новицкий. Кто такой Новицкий? Что за Мосгордума такая? Что в ней за фракция?

Социологические опросы последних лет дают на такие вопросы устойчивый ответ: "А хрен его знает?"

Однако необычность этого события становится ясной, если знать, что во-первых фракция СПС вообще единстенная фракция в столичном парламенте. Даже "Отечество", считающееся карманной лужковской партией, в Мосгордуме (тоже по праву считающейся и карманной, и лужковской) своей фракции не имеет. Во-вторых депутат Новицкий был координатором единственной фракции абсолютно бессменно на протяжении всей истории данного законодательного органа, и когда она назвывалась "Демвыбором России", и когда переименовалась в "Объединенных демократов", и когда стала "Союзом правых сил". Что заставило менять проверенного и, в сущности, вполне благонамеренного Новицкого за три с небольшим месяца до выборов - это в третьих. Поскольку смена власти в единственной и самой поэтому демократической фракции не была следствием борьбы за эту самую власть: преемника Новицкому долго не могли подыскать, и на финал вроде бы уговорили депутата Рукину, хотя не факт, что и она согласится.

Вывод только один: желательно, чтобы в Мосгордуме, как в КПСС, вообще не было никаких фракций. Кому желательно - вопрос риторический. В демократической Москве эффективно желать может только один человек, а его каждая собака знает.

Что до "фракционного строительства", то не менее симптоматично выглядит заявление одного из лидеров партии "Единство" Франца Клинцевича: фракции его партии в Мосгордуме не будет. Вот так, еще до выборов, за избирателей, которые (в Москве, во всяком случае) голосовали за "Единство" исключительно в пику столичной бюрократии, аппарат "президентской" партии уже все за всех решил. Заодно уже определил устами Клинцевича и "реальное количество мест, которое было бы целесообразно получить. Это около шести-семи человек."

Странная партия, которая не стремится победить на выборах, не стремится забрать власть у тех, против кого и создавалась. Более того, еще до выборов вполне официально заявляющая, что уже договорилась с главным противником: "Я разговаривал на эту тему с Лужковым и Шанцевым, - говорит Клинцевич. - Их позиция такова, что какая-либо партийная линия в Мосгордуме вообще не нужна."

Интересно, а какова на этот счет позиция избирателей?

Впрочем, аналогичные тенденции прослеживаются не только в "правящей" партии, но и в оппозиции. Так еще год назад движение "Россия" отказалось от создания своей фракции в действующей Мосгордуме, мотивируя это также добрыми отношениями некоторых его руководителей с Лужковым и "Отечеством". И на предстоящих выборах "Россия", судя по предварительным данным, так и не соберется выставить свой список, а поскольку столь чахлое общественное формирование навряд ли пригласят в "список Лужкова", то движение рискует вообще обойтись без избирателей как таковых. Даже жаль, что в представительные органы пока еще не кооптируют за примерное поведение.

Немногим лучше обстоят дела и в КПРФ, где московские выборы целиком отданы на откуп МГК. МГК же, создав еще в начале лета избирательный штаб, на сегодня даже не определилось со списком кандидатов. Более того, не уверено еще, будет ли вообще единый список или районные организации станут поддерживать более-менее проходных кандидатов по своему усмотрению.

По сути интриги выборов вообще не предвидится, если, конечно, не считать неожиданного выдвижения Доренко. У избирателя складывается впечатление, причем вполне обоснованное, что перед ним как всегда разыграют "борьбу нанайских мальчиков", только не двух, а может быть трех-четырех. Таким образом, главной задачей мэрии Москвы, которая и будет по обыкновению рулить массовым волеизъявлением, становится сокрытие от общественности самого "списка мэра" - в данной ситуации нахождение в столь одиозном списке только и может повредить проходным кандидатам.

Если все будет так, то на ближайшие четыре года участие граждан в управлении столицей откладывается. А там, в силу привычки, вопрос и вовсе станет неактуальным.

Обсудить