Автор bratkov

Забытые, как весь гражданский флот

Мы привыкли восхищаться высшим пилотажем залетных эскадрилий, прилетающих в наш город по праздникам. На этом фоне как-то незаметно протекают рабочие будни местных пилотов, осуществляющих перевозку больных из многочисленных медвежьих углов в медицинские центры Костромской области.

Аэропорт в Костроме расположен как-то своеобразно — по пути от города до кладбища. Но народ здесь работает не пугливый и далекий от суеверий. Воздушные ворота города на первый взгляд поражают своей безлюдностью и запущенностью: пустующий терминал аэровокзала, разросшийся ветвистый фикус вместо улыбающейся девушки в билетной кассе, покрытые пылью громкоговорители, из которых уже давно не раздавалось голоса диспетчера, призывающего пассажиров на посадку, запорошенный снегом аэродром.

Когда-то мы были великой воздушной державой, но вместе с развалом экономики, подорожавшим керосином и обнищавшим населением в Костроме пришла в упадок и гражданская авиация. Сейчас немногочисленные перелеты, да и то не каждый день, осуществляются лишь до соседних губерний. Пробовали было пустить рейс до Москвы, но желающих быть пассажирами нашлось немного. Из летного парка в ходу остались лишь два вертолета, видавший виды чехословацкий "Л-410" да тройка "аннушек", одна из которых базируется не в Костроме. Вот и все хозяйство. Казалось бы, авиации у нас (как говаривал еще Виктор Степаныч Черномырдин) пришел полный коллапс. А ведь в застойные годы свои самолеты были и во многих продвинутых колхозах. Но это дела прошлые. Настоящее я уже описал, а будущего — не увидел.

* * *

Вот в таких условиях и приходится работать нашей санавиации, главная задача которой — вовремя доставить квалифицированных врачей к больному или травмированному человеку или отправить самого этого человека в больницу. Медвежьих углов в наших краях полно, да и расположение областного центра на окраине губернии не способствует быстрой доставке больных обычным транспортом. Вот и возят больных и врачей по воздуху, и уже давно — с ноября далекого 1944 года, поэтому нынче у наших летчиков маленький день рождения, а через 2 года будет 60-летний юбилей. За свою более чем полувековую историю костромские пилоты поменяли всего несколько видов летающей техники, большинство из которой носило серийный номер 2. Изначально это были двухместные этажерки "ПО-2" еще довоенной разработки, чуть позднее им на смену пришли "АН-2" (известные как "кукурузники"), на подмогу к которым с 1957 года заступили на дежурство вертолеты "МИ-2". Как оказалось, гражданская авиация весьма консервативна, поскольку "АН-2" и "МИ-2" благополучно летают и по сей день. Естественно, что приходится латать, ремонтировать, продлевать сроки эксплуатации, но другого выхода пока не видно.

Вместе с техникой стареют и люди. Сейчас средний возраст пилота составляет 40-45 лет. Раньше в таком возрасте уходили на пенсию. И отсюда многие ушли: кто в коммерцию, кто на пенсию, остались только самые преданные своей работе. Их всего-то 15 человек.

* * *

День выдался пасмурный, облачный и снежный. На втором этаже аэровокзала ждут погодных изменений синоптики — техник-наблюдатель Лена и инженер-аналитик Лариса Николаевна. Каждые полчаса они снимают показания приборов и направляют их в областной гидрометцентр. Нижний Новгород, там находится главный метеоцентр средней полосы, по компьютерным сетям регулярно высылает погодную карту. Постоянно наблюдаются пять главных параметров, от которых зависит возможность полетов: атмосферное давление, температура, направление и скорость ветра, высота облаков, видимость, те же данные приходят с 10 областных метеостанций. Погода пока нелетная: мешают туман, низкие облака и морось. Перемены погоды ждут пилоты, врачи, а самое главное — больные в Поназыреве и Шарье. Вылет уже дважды откладывался на два часа. Возможно, что будет отложен и еще.

Для пилотов прописаны жесткие погодные требования, ограничивающие возможность полета. Лишь в самых экстренных случаях, по согласованию с экипажем и с разрешения начальства, некоторыми нормами разрешается слегка пренебречь. Но это бывает не так часто, по всей видимости, вертолетопад, начавшийся в стране в последние месяцы, заставляет летчиков с удвоенной осторожностью подходить к своей работе.

Оборудование на метеостанции тоже старенькое, еще советского производства. Термометрический прибор аж образца 1947 года. Здесь же я впервые увидел ртутный столб с миллиметровой шкалой для измерения атмосферного давления, о высоте которого ежедневно слышу по радио. Интересен и прибор для измерения высоты облаков — это мощный прожектор, направленный в небеса: по отражению света от облаков можно судить, насколько высоко эти облака плывут над землей.

* * *

Погода не меняется. Вертолеты по-прежнему на земле. А иногда именно от их своевременного прилета зависит жизнь и здоровье людей. Подобных случаев бывает немало. Мне рассказали, что на одной из пилорам в отдаленном районе мужчине отрезало руку. В срочном порядке вместе с отрезанной конечностью он был вертолетом доставлен на костромской аэродром, где его уже поджидал самолет "Л-410", который в тот же момент вылетел в Москву. В тот раз мужчина вовремя лег на операционный стол московских хирургов, которые пришили ему руку. Но такой экстрим бывает не часто.

Летчики заметили определенную закономерность в своих полетах. В разгар посевной, сенокоса и уборочной страды вылетов в районы бывает немного. Очевидно, сельскому населению в страду не до болячек и вина (главный травматизм происходит по пьяни). А вот когда начинаются спокойные зимние месяцы или череда праздников, народ так и норовит заболеть или получить травму. Это, конечно, не касается детей, которых доставлять приходится очень часто — тут увечья, хронические заболевания и тяжелое или преждевременное появление на свет. Такие полеты, как сказал мне один из командиров вертолета, бывают самыми тяжелыми.

Мы на взлетной полосе. Я фотографирую технику. "Лучше вот этот, он хоть покрашен недавно!" - советует сопровождающий меня пилот Владимир Краснов. Делаю снимки заснеженной техники, а он направляется к синоптикам — узнать, прояснилось ли чего на горизонте и можно ли будет завести двигатель и отправиться с бригадой врачей на окраину нашей необъятной губернии.

Дмитрий ВЯТСКИЙ
Фото автора

"Костромская народная газета"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Энергетическая экспансия США: уголь для Украины, СПГ для Литвы
Курт Волкер пообещал восстановить территориальную целостность Украины
Вернувшимся на родину литовцам обещают "теплый прием и заботу"
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Александр РАЗУВАЕВ: сдерживание роста зарплат — лоббирование интересов крупного капитала
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Тела погибших моряков эсминца "Джон Маккейн" найдены в отсеках корабля
Война памятников: они и мы
Почему Китай не спешит подписать торговое соглашение с ЕАЭС?
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Олег АНДРЕЕВ — о псевдоценностях Запада и истинных сокровищах России
Мировой терроризм не обойдет Россию
Названы семь самых неоправданно дорогих продуктов питания
В Москве вместо детского паззла в посылке нашли 30 килограммов наркотиков
Макрон: принимать мигрантов — дело чести
Путин поставил вопрос о конкурентоспособности российских портов
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов