Забытые, как весь гражданский флот

Мы привыкли восхищаться высшим пилотажем залетных эскадрилий, прилетающих в наш город по праздникам. На этом фоне как-то незаметно протекают рабочие будни местных пилотов, осуществляющих перевозку больных из многочисленных медвежьих углов в медицинские центры Костромской области.

Аэропорт в Костроме расположен как-то своеобразно — по пути от города до кладбища. Но народ здесь работает не пугливый и далекий от суеверий. Воздушные ворота города на первый взгляд поражают своей безлюдностью и запущенностью: пустующий терминал аэровокзала, разросшийся ветвистый фикус вместо улыбающейся девушки в билетной кассе, покрытые пылью громкоговорители, из которых уже давно не раздавалось голоса диспетчера, призывающего пассажиров на посадку, запорошенный снегом аэродром.

Когда-то мы были великой воздушной державой, но вместе с развалом экономики, подорожавшим керосином и обнищавшим населением в Костроме пришла в упадок и гражданская авиация. Сейчас немногочисленные перелеты, да и то не каждый день, осуществляются лишь до соседних губерний. Пробовали было пустить рейс до Москвы, но желающих быть пассажирами нашлось немного. Из летного парка в ходу остались лишь два вертолета, видавший виды чехословацкий "Л-410" да тройка "аннушек", одна из которых базируется не в Костроме. Вот и все хозяйство. Казалось бы, авиации у нас (как говаривал еще Виктор Степаныч Черномырдин) пришел полный коллапс. А ведь в застойные годы свои самолеты были и во многих продвинутых колхозах. Но это дела прошлые. Настоящее я уже описал, а будущего — не увидел.

* * *

Вот в таких условиях и приходится работать нашей санавиации, главная задача которой — вовремя доставить квалифицированных врачей к больному или травмированному человеку или отправить самого этого человека в больницу. Медвежьих углов в наших краях полно, да и расположение областного центра на окраине губернии не способствует быстрой доставке больных обычным транспортом. Вот и возят больных и врачей по воздуху, и уже давно — с ноября далекого 1944 года, поэтому нынче у наших летчиков маленький день рождения, а через 2 года будет 60-летний юбилей. За свою более чем полувековую историю костромские пилоты поменяли всего несколько видов летающей техники, большинство из которой носило серийный номер 2. Изначально это были двухместные этажерки "ПО-2" еще довоенной разработки, чуть позднее им на смену пришли "АН-2" (известные как "кукурузники"), на подмогу к которым с 1957 года заступили на дежурство вертолеты "МИ-2". Как оказалось, гражданская авиация весьма консервативна, поскольку "АН-2" и "МИ-2" благополучно летают и по сей день. Естественно, что приходится латать, ремонтировать, продлевать сроки эксплуатации, но другого выхода пока не видно.

Вместе с техникой стареют и люди. Сейчас средний возраст пилота составляет 40-45 лет. Раньше в таком возрасте уходили на пенсию. И отсюда многие ушли: кто в коммерцию, кто на пенсию, остались только самые преданные своей работе. Их всего-то 15 человек.

* * *

День выдался пасмурный, облачный и снежный. На втором этаже аэровокзала ждут погодных изменений синоптики — техник-наблюдатель Лена и инженер-аналитик Лариса Николаевна. Каждые полчаса они снимают показания приборов и направляют их в областной гидрометцентр. Нижний Новгород, там находится главный метеоцентр средней полосы, по компьютерным сетям регулярно высылает погодную карту. Постоянно наблюдаются пять главных параметров, от которых зависит возможность полетов: атмосферное давление, температура, направление и скорость ветра, высота облаков, видимость, те же данные приходят с 10 областных метеостанций. Погода пока нелетная: мешают туман, низкие облака и морось. Перемены погоды ждут пилоты, врачи, а самое главное — больные в Поназыреве и Шарье. Вылет уже дважды откладывался на два часа. Возможно, что будет отложен и еще.

Для пилотов прописаны жесткие погодные требования, ограничивающие возможность полета. Лишь в самых экстренных случаях, по согласованию с экипажем и с разрешения начальства, некоторыми нормами разрешается слегка пренебречь. Но это бывает не так часто, по всей видимости, вертолетопад, начавшийся в стране в последние месяцы, заставляет летчиков с удвоенной осторожностью подходить к своей работе.

Оборудование на метеостанции тоже старенькое, еще советского производства. Термометрический прибор аж образца 1947 года. Здесь же я впервые увидел ртутный столб с миллиметровой шкалой для измерения атмосферного давления, о высоте которого ежедневно слышу по радио. Интересен и прибор для измерения высоты облаков — это мощный прожектор, направленный в небеса: по отражению света от облаков можно судить, насколько высоко эти облака плывут над землей.

* * *

Погода не меняется. Вертолеты по-прежнему на земле. А иногда именно от их своевременного прилета зависит жизнь и здоровье людей. Подобных случаев бывает немало. Мне рассказали, что на одной из пилорам в отдаленном районе мужчине отрезало руку. В срочном порядке вместе с отрезанной конечностью он был вертолетом доставлен на костромской аэродром, где его уже поджидал самолет "Л-410", который в тот же момент вылетел в Москву. В тот раз мужчина вовремя лег на операционный стол московских хирургов, которые пришили ему руку. Но такой экстрим бывает не часто.

Летчики заметили определенную закономерность в своих полетах. В разгар посевной, сенокоса и уборочной страды вылетов в районы бывает немного. Очевидно, сельскому населению в страду не до болячек и вина (главный травматизм происходит по пьяни). А вот когда начинаются спокойные зимние месяцы или череда праздников, народ так и норовит заболеть или получить травму. Это, конечно, не касается детей, которых доставлять приходится очень часто — тут увечья, хронические заболевания и тяжелое или преждевременное появление на свет. Такие полеты, как сказал мне один из командиров вертолета, бывают самыми тяжелыми.

Мы на взлетной полосе. Я фотографирую технику. "Лучше вот этот, он хоть покрашен недавно!" - советует сопровождающий меня пилот Владимир Краснов. Делаю снимки заснеженной техники, а он направляется к синоптикам — узнать, прояснилось ли чего на горизонте и можно ли будет завести двигатель и отправиться с бригадой врачей на окраину нашей необъятной губернии.

Дмитрий ВЯТСКИЙ Фото автора

"Костромская народная газета"

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"