Градус человечечности

Горы живы до тех пор, пока в них живут люди. Так всегда говорили, так всегда было. Жизнь наедине с величественной природой сурова, лишена затейливых прихотей цивилизации, но она и есть настоящая жизнь, потому что бескомпромиссно учит науке выживать, полагаясь на собственные силы и благосклонность Небес.
Только в горах можно найти столько долгожителей. Только в горах есть люди, добиравшиеся до небесных порогов, – горных вершин и ступавшие по облакам, чего не дано простому смертному. Поэтому сюда всегда неудержимо влекло тех, кто хотел соприкоснуться с Вечностью.
Так было. Но после того, как разбилась вдребезги чистая горная идиллия, и ледник – снежная сказка – превратился в несущее смерть чудовище, мысли приходят другие.
 
Время – лучший лекарь. Это рецепт, проверенный человеком веками и тысячелетиями. Сегодня сердце разрывается от горя и невосполнимых потерь, но придет час – снова зашелестит трава на горных лугах, зазвенят хрустальным трезвоном горные родники, память о страшной беде останется уроком грядущим поколениям.
 Время по логике жизни зарубцует раны. Но процесс их самой острой боли пришелся на наше сегодня, нам склонять виноватые головы перед Той, что дала жизнь всему земному, не получив подчас от человека в ответ адекватной любви и заботы. Нам, присыпав сердце пеплом скорби по погибшим во льдах, возвращать горам жизнь, ибо только тогда они живы, когда в них живет человек
 ...В один из субботних дней сел в машину председатель правительства Михаил Шаталов и поехал по затерявшимся в горах небольшим селениям Фазикау, Даргавс, Кани, Верхний Кармадон.
 Рядом – дышал холодом ледовый исполин, не выпустивший из своих смертоносных объятий стольких жертв, а в селениях из всех дворов и подворий молчаливо давала о себе знать неустроенность быта горцев.
 Фазикау. Здесь всего 12 дворов, тепло очагов которых в основном поддерживают старики, да еще есть несколько детей, оставшихся без родителей. Молодежи почти нет. Может, скорее всего, потому, что нет в Фазикау дороги, магазина, с водой перебои. Нет дров, чтобы холодными вечерами растапливать печки и согревать грустный очаг. Нет и транспорта. Но, по улицам петляют канавы, что остались после июньских селей, и фазикаусцам приходится преодолевать их, чтобы проведать друг друга, надеясь только на Всевышнего.
 Не мычит во дворах скотина, не гомонит домашняя птица, все унес паводок. Люди живут за счет в генах заложенной жизнестойкости, но насколько еще хватит того запаса?
 Грустные состоялись беседы у главы правительства с сельчанами. Там, в горах, привыкли говорить, что думают. И вот они – первые поручения. В течение двух-трех дней – наладить автобусное сообщение с Фазикау и другими небольшими горными селами. И в каждый двор этого гаснущего без молодых рук и поддержки селения завезти по 15–20 больших – Михаил Михайлович подчеркнул – больших цыплят, а там уже трудолюбивые руки разберутся, что появилось раньше: яйцо или курица, когда будут в сельских дворах и птица, и яйцо.
 В Даргавсе, помимо задачи отремонтировать дорогу и восстановить телевизионное вещание, потребовалось обсудить достаточно болезненную проблему: до 20 сельских ребят ездят из села в село в школу и знания приобретают через невероятные трудности. Не такая уж сложная задача – создать интернат для детей из Даргавса и Кармадона, чтобы они спокойно обучались всю учебную неделю на одном месте, а на субботу – воскресенье уезжали домой к родителям. Но районо в этом вопросе должной инициативы не проявляет.
 Зато проявляет предпринимательскую инициативу человек, торгующий в коммерческом ларьке Верхнего Кармадона «сникерсами» и сигаретами. Хлеба в селе нет, товаров повседневного спроса нет, но без «сникерса» как обойтись дедушке Бибо или бабушке Дзерассе? Тут же задание «Севоспотребсоюзу» – позаботиться о снабжении села всеми необходимыми для жителей товарами и продуктами.
 …Ошеломлен бедой горный край, еще толком не оправившийся от летних паводков. Буквально в каждом доме – траур по сестре, другу, брату, соседу, отцу, не выбравшимся из-под ледового завала. Им не до себя, когда так сильно общее горе. 7 дворов в Кани, но и здесь есть потери – четверо жителей числятся пропавшими без вести, пятеро пропавших – из Верхнего Кармадона. Но жизнь в горах нужно вводить в нормальную колею – и помощь горцам нужна не разовая.
 Следующие встречи главы правительства с садонцами. Некоторые семьи уже покинули затопленный и разрушенный паводками Садон, Галон, правительство помогло им подобрать и приобрести квартиры на рынке вторичного жилья. Но есть и такие, кто пытается отыскать для себя какую-то выгоду в этой непростой ситуации, медлит с выездом, тормозя тем самым весь процесс переселения жителей пострадавших шахтерских поселков в безопасные места. И здесь состоялся непростой разговор – Шаталов разъяснял, убеждал, прислушивался к предложениям, отвечал на вопросы. Впереди зима – и времени для раздумий нет. В этих садонских домах жить небезопасно. Значит – уезжать, значит – выбирать жилье на новом месте. С середины октября Садон останется без света и тепла…
 Села Фазикау, Даргавс, Кани и Верхний Кармадон связывает одна дорога, но и эта одна – покалечена июньской стихией. Сегодня на ее восстановление брошены силы «Севосетинавтодора» и Мостоотряда. Сюда же направлены подразделения «Спецстроя России», чтобы в короткое время и связующая трасса, и дороги в самих населенных пунктах были приведены в полную транспортную готовность.
 Инфраструктуру сел, расположенных в Кармадонском ущелье, начали восстанавливать специализированные аварийные бригады.
 Обо всем, что увидел и услышал, Михаил Шаталов рассказал членам правительства. И порекомендовал: бывайте почаще там, где вас и ждать перестали, да не с официальным визитом, а по воле простого человеческого чувства – умения сопереживать.
 Полезная рекомендация. Ведь тогда откроется иная жизнь: где нет суетливости, нет потребительства, где совсем иные ценности. И, может быть, такие встречи помогут тем, кто берет на себя груз властных полномочий, чуть-чуть скорректировать действия на другой градус. Градус человечности. Градус понимания. Градус участия. Ведь всем нам так иногда не хватает именно этого градуса.

Отдел экономики «Северной Осетии».

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру