Поможите, люди добрые!

Так ли бедны "бедные" семьи, как это кажется на первый взгляд?

МАМА, ПАПА, ПЯТЕРО ДЕТЕЙ И ИНТЕРНАТ

Была в моем счастливом детстве такая интересная штука — кинопроектор. Выключив свет, можно было увидеть целый мультфильм на белой простыне, повешенной на стену. Самым любимым мультиком у меня была норвежская сказка "Мама, папа, восемь детей и грузовик", уютная, милая и лживая до безобразия. Чего, конечно, не поймешь в неполные десять лет.

Жила-была семья — по нашим меркам ненормально огромная — папа, мама и восемь детей. Кормильцем семьи был замечательный зеленый грузовик, за которым папа крутил баранку помногу часов в день. Мама, повязав цветастый платочек на голову, ходила с детишками гулять в парк. Прохожие удивлялись: "И это все — ваши?". Мама гордо отвечала: "Мои!". Все у них было расчудесно — жили в одной комнате, спали прямо на полу, на матрасиках и были счастливы, что не надо расстилать кровати. На полу так удобно и падать некуда.

Семья, про которую я хочу рассказать, чем-то похожа на ту, сказочную. Только детей — не восемь, а пятеро. Родителям хватило ума остановиться на более нормальной цифре. Мама поначалу была врачом, да не простым, а детским. Папа работал юристом и о грузовике даже не помышлял. Он был интеллигентным человеком. Однажды папа с мамой разошлись. Мама с детьми переехала в ужасный барак в самом центре города, который предназначался под снос. Лестница, ведущая к двум квартирам, принадлежавшим этой семье, не имела перил, а окна смотрели на сбегающую в овраг помойку. Так в этой семье появился... не грузовик. Нечто более важное — интернат. Кстати, кормил он не хуже грузовика. А может, даже лучше.

Шесть лет назад в интернат определили двоих старших детей — Алену и Толика — по просьбе юридической конторы, где работал папа.

"Просим вас оказать помощь во временном устройстве в школу-интернат г. Хабаровска двух детей младшего школьного возраста. По роду выполняемой работы и частым командировкам отец детей не имеет возможности осуществлять контроль за учебой и воспитанием детей. Со стороны матери не оказывается должного внимания воспитанию детей". Алена и Толик начали учиться в интернате (и учатся до сих пор — временное устройство получилось слишком долгим). А вслед за ними пришли в интернат и трое младших.

Понятие "мать не оказывает должного внимания" растяжимо, не правда ли? А как должно? Рыться в дневнике, каждый день встречать из школы или забывать пришить отлетевшие пуговицы? Очень редко бывать дома, взвалив все хозяйство на ребенка? Диапазон необычайно широк. По какому критерию соработники отца определили — мама детьми не занимается? Очень скоро интернат это узнал. И забил тревогу.

Из ходатайства начальнику городского управления образования:
"Администрация школы неоднократно обращалась к родителям в отношении исполнения родительских обязанностей. Их вызывали в школу, беседовали как в школе, так и на дому. Дети приходят в школу грязные, оборванные, немытые. По вине родителей дети болели дерматитом, а Ваня — чесоткой".

А мама-педиатр уволилась из детской поликлиники в бессрочный отпуск "по уходу за детьми до 14-ти лет".

"Все дети живут, питаются и обучаются в интернате совершенно бесплатно. Мать за здоровьем детей не следит, у детей часто бывает Ф-20 (кому повезло не столкнуться с этой "радостью", объясняю — Ф-20 — это обыкновенные вши). Им неоднократно была оказана материальная помощь социальным комитетом, но ничего не бережется, не стирается". А если точнее, стирается, но не мамой, а воспитателями интерната. А мамой просто выбрасывается на помойку — так проще.


МИЛЕЙШИЙ ТЕРРОРИСТ
"У нас таких много, — говорят в интернате. — Родители детьми не занимаются и все сваливают на интернат. Но эта семья нас просто достала. Они непробиваемые".

А вот мнение папы: "Все детишки в этом возрасте шалят".

Мнения мамы я оставила "на закуску". Потому, что это не просто мнение, а послание к начальнику управления образования Хабаровска. Не первое и не второе. Мама любит писать письма — в администрацию, в социальную защиту, в комиссию по делам несовершеннолетних.

Жалоб — немыслимое множество. Детей обижают свои же одноклассники, им не выделяется школьная форма, третируют учителя, да и на саму маму "начинают орать, как на, извините, собаку". Постоянно требуют какие-то деньги. "Хотя мы — малообеспеченная семья".

"И еще раз начала писать. Напишу все до конца. Детей — Ваню и Алену — просто не учат. У меня старшие дети когда учились в первом классе, то учитель Наталья Петровна, дай ей бог здоровья, учила их. Они и читали, и писали, и дальше у них учеба пошла. Так она (учительница) сидела после уроков с детьми. СИДЕЛА! (подчеркнуто в письме)".

А младшая Аленка во втором классе считает до десяти на пальцах и читает всего по пять слов в минуту. И преподаватели слезно просят маму прийти на комиссию, которая определит девочку в класс ЗПР (с замедленным развитием). Мама — против. Алена — нормальный ребенок, только учителя с ней не работают. А почему воспитатель должен СИДЕТЬ после уроков с отстающим ребенком, понять не может никто. Кроме мамы, которая считает, что ей все должны.

Ваня — это вообще "особая статья". Можно сказать, камень преткновения.

"Ваня, ученик 6 класса, отказался делать генеральную уборку, играл, а затем сбежал из школы. Так как воспитатель запустила его на обед после всех, он обозвал ее нецензурными выражениями и отказался от обеда совсем". Это, вообще-то, норма — и ругается, и сбегает из школы, и пропускает уроки. Еще дерется и безобразничает.

А вот и мама: "...его вызвали на комиссию, заставили просить прощения. Обозвали его и детей, сказали, что вам надо руки, ноги и головы поотрывать. Работник интерната ударил Ваню по лицу, довел его до того, что ребенок ушел, сбежал со школы и только ночью пришел домой, весь замерзший..."

Страшная история, жестокие воспитатели, несчастный ребенок. Естественно, что письмо было направлено не в интернат, а наверх — в администрацию. Чтобы сразу наказали. Из администрации копия письма вернулась в интернат с требованием объяснить — за что глумились над ребенком. Назад — в администрацию — полетели докладные социального педагога, воспитателей, присутствовавших на пресловутой комиссии, директора и даже детей. Все объяснительные тщательно собирались, подшивались. И все это по одной-единственной причине — мальчик Ваня немного "соврамши".

Несколько мальчишек бросали в окно спальни китайские бомбочки, которые Ванечка купил на ближайшем рынке в количестве 20-ти штук. Ко всеобщему веселью, часть бомбочек взорвалась. Остальные отобрали подоспевшие воспитатели. Для школы, в которой полыхало три пожара, поступок детей — достаточно серьезный случай. Всех вызвали на комиссию. Наверняка там говорили о том, что за такие дела надо оторвать и руки, и глупые головы. Ругали, грозили. Но Ваня всю комиссию молчал, как юный партизан-герой и в причастности к китайскому барахлу не сознался. А о том, чтобы его бить, да в присутствии других педагогов и детей, не было и речи. Выйдя за дверь, Ваня спокойно отправился домой и рассказал все матери. С известными купюрами.


ЧЕТЫРЕСТА СРАВНИТЕЛЬНО ЧЕСТНЫХ СПОСОБОВ
ОСТАПА ИБРАГИМОВИЧА
А еще интернату очень хочется разобраться с запутанной системой доходов. По закону, чем меньше денег в семье, тем больше возможностей у ребенка питаться бесплатно. В интернате практикуют следующую систему — ребенок питается бесплатно только один год, затем за символическую плату — четыре года. И опять год — бесплатно. Дети же из ЭТОЙ семьи — все пятеро — питаются бесплатно каждый год. "Пробить" систему защиты невозможно, даром, что папа имеет юридическое образование.

Мама — домохозяйка, плюс мать-одиночка. Отец платит алименты в размере 250-350 рублей в месяц (50% от заработной платы) за пятерых детей. Если на этом месте у вас возникнут сомнения, существуют ли в природе такие зарплаты (быстренько посчитав, получаем зарплату 500-700 рублей — к сожалению, даже уборщицу в школу сейчас не заманишь таким мизером), примите, как должное, как факт. Так же, промолчав в тряпочку, как поступили в интернате.

Часто все пятеро ездят после школы к отцу на его квартиру. В своих двух квартирах семья не живет — холодно. Правда, одно время поговаривали, что пустующую жилплощадь сдавали. Не бог весть за какие деньги — барак страшный, убогий, одна радость — самый центр. Когда директор подняла вопрос о сдаче жилья (если это так, то семья не такая уж и бедная), мама закидала интернат письмами. В ее квартиры вселились какие-то бандиты. Вынесли вещи на улицу, выставили рамы, жгут свет день и ночь. А за квартиру не платят. Какие деньги — обобрали с ног до головы! Так все и затихло.

А у папы в доме у детей — своя комната. И с мамой они спят на двухъярусных кроватях, выгодно отличаясь от героев норвежской сказки, которые и матрасикам-то были рады. Правда, комнат всего две, во второй обитает папа. И теперь, наверное, можно объяснить, для чего папины алименты стремительно приближаются к сумме, которую средний гражданин тратит на месячный проезд в общественном транспорте. Справка — для интерната, а папа — для детей. Благородный поступок, но кто-то в этом случае все же остается обманутым (по законам кармы, конечно — нельзя ведь быть счастливым, никого не обидев!). В данном случае наше доброе и наивное государство. И налогоплательщики, к которым отношу всех, кто просыпается ночью в мокром поту, пытаясь вспомнить, заплатил ли он налоги.

Попытаться расстаться хотя бы с Ваней интернату тоже не удается. Потому что сначала нужно доказать, что мама — несчастная мать-одиночка — сможет прокормить сына. А учиться в обычной школе сегодня ох как дорого! А еще кушать, одеваться, покупать китайские бомбочки на рынке (простите, занесло!).

Естественно, пробить эту стену пытались не в одиночку. Пишут и в отдел образования, и в соцзащиту, и в КДН, и в милицию, конечно.


"Я ЖЕНЩИНА БЕДНАЯ, БОЛЕЗНЕННАЯ!"
В ответ на все свои письма интернат получил один ответ — разбирайтесь сами и никого в это дело не впутывайте.

А вот мои собственные впечатления от хождения по инстанциям.

Городской отдел опеки. Там меня спросили: "Для чего писать о плохом?". Семья известная, жалобы от интерната поступали. Но от детей ведь мать не отказывается. Старается по мере сил. И вообще, в чем проблема? Детям лучше где? В интернате. Там за ними ухаживают, кормят, учат. Ну и прекрасно.

Соцзащита, отдел материнства и детства. Маму знают, о конфликте с интернатом наслышаны. Но интернат сам виноват — надо маму сразу ставить на место. Не допускать дурацких жалоб, разбираться сразу же и искоренять в корне. А вообще, они правы. Только зря вы в это дело полезли. Главное, что семья не развалилась. И опять — "мама старается".

А в комиссии по делам несовершеннолетних мне сказали: "Вы что думаете, такая мамаша одна? Ошибаетесь — одна из многих!".

К сожалению, история эта — из разряда "обмани ближнего". И, прочитай ее блаженный трудяга-папа из сказки, отец восьмерых спиногрызов, поступил бы точно так же. Резонно решив, что самый лучший способ содержать неосмотрительно произведенную на свет ораву — это сдать их государству. Оно, государство, безмерное. И оттого богатое, как считает каждый образцово воспитанный бывший советский человек.

Если человек не работает, он становится на учет в центре занятости. И получает скидку на квартплату, свет и прочие блага. Многодетным матерям выдается разная социальная помощь — деньги, одежда, подарки на праздники, учебники. Это чудесно, замечательно, но если женщина работать не хочет и дети ей, извините, до лампочки, поймать ее за руку невозможно. Как наказать мамашу, дети которой не ходят в школу? Плохо одеты, вшивые и чесоточные? В школе мать не появляется, на отчаянные письма учителей не отвечает. Тогда в дело включается комиссия по делам несовершеннолетних, как это было с нашими героями. В квартиру идет инспектор, стучит в дверь, в ответ на это мама вместе с детьми громко посылает инспектора с воспитателем на все буквы русского алфавита. И дверь не открывает. Ломиться в квартиру нельзя — это противозаконно. Маму забрасывают письмами, вызывают на комиссию. Она не приходит. Спустя энное количество месяцев она впархивает в кабинет секретаря, аки ангел небесный. Что ее ждет? Самое страшное — штраф до 3000 рублей. Мама берет бумагу о предписании выплатить штраф в сумме 300 рублей (по минимуму — несчастная безработная все-таки!) и бежит в соцзащиту. "Это что такое? — возмущается она там. — Меня, мать-одиночку, заставляют платить такую немыслимую сумму! Откуда я ее возьму? Или воровать идти?" Соцзащита быстро строчит ей справку — неимущая, оплатить не способна. Мама несется дальше. И вот спустя пятнадцать суток является оштрафованная с горой справок — больная, одинокая, несчастная, короче, поможите, чем можете! Замкнутый круг. И чтобы разорвать его, нужна большая сила.


ДОРОГА В НИКУДА
Чтобы разобраться в этой ситуации, недостаточно одной статьи. И одной семьи. Хотя любая дорога, как считают учителя дзэн, начинается с маленького шага. Правда, никого не волнует — куда ведет дорога. А может, в тупик или к обрыву?

Работать с сиротами, с проблемными детьми очень тяжело. Морально и просто физически. Они требуют массы времени и внимания. Примерно того же добиваются родители, которые до сих пор не повзрослели. В придачу к педагогическим, психологическим и экономическим талантам от учителей требуется еще и детективная выучка. Способность проникать сквозь стены (если им не открывают дверь), разгадывать тайны некоторых документов, фиксирующих материальное состояние их подопечных. И, что важнее всего, умело скрывать все свои проблемы. Даже если они неразрешимы.

Пусть все будет хорошо. Не будите спящего чиновника.

Марина Литвинова

"Молодой Дальневосточник"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить