Бег по кругу. Житейские истории

Семья из сортавалы тщетно пытается наказать милиционера, действия которого признаны незаконными

История эта началась в июне прошлого года. Сергей и Дмитрий Белоконенко — отец и сын — вместе с другом обкатывали недавно купленную машину. На дороге какой-то мотоциклист затеял с ними странную игру, то обгоняя их автомобиль, то отставая...

На остановке Дмитрий сделал лихачу замечание. Словесная перепалка быстро переросла в драку. Отец с другом разняли дерущихся, после чего все разъехались.

Однако через некоторое время машину с семьей Белоконенко остановил уже другой мотоциклист и потребовал выйти из автомобиля с поднятыми руками. Когда же люди, сидевшие в машине, законно поинтересовались у неизвестного, в чем причина, мотоциклист выхватил из-за пазухи пистолет и выстрелил в воздух. Под угрозой оружия мужчины вышли из машины. Только после этого неизвестный представился оперуполномоченным УБОП.

Вызванным им самим к месту ЧП сотрудникам ГИБДД опер объяснил, что задержал водителя, находившегося за рулем в нетрезвом виде, и указал на Дмитрия Белоконенко, который действительно выпил перед этим банку джина. Но за рулем автомобиля сидел его отец! Требования Сергея Белоконенко о проведении экспертизы (ведь именно он управлял автомобилем!) никто не удовлетворил.

Задержанные провели ночь в дежурной части Сортавальского ГОВД. В протоколе по факту задержания сотрудники милиции записали, что отец и сын оказали злостное неповиновение сотруднику милиции. Утром, не дав ни сыну, ни отцу возможности объяснить все происшедшее и даже не ознакомив с материалами дела, судья назначил им наказание. Сергею — административный арест на 5 суток, а Дмитрию — 12.

Никто ни в чем не виноват...

Пока "осужденные" находились в ИВС, супруга Сергея Белоконенко съездила домой к мотоциклисту, с которым сын подрался в тот злополучный вечер. Молодой человек визиту женщины не удивился и потребовал возместить ущерб в размере 15 тысяч за старый мотоцикл, который повредили в драке, пообещав за это забрать из ГОВД свое заявление по факту нанесения ему телесных повреждений (к этому времени в отношении Дмитрия уже было возбуждено уголовное дело).

Причем, по словам "пострадавшего" мотоциклиста, заявление ему должен был помочь забрать не кто иной, как... уже известный нам убоповец. Это позволило женщине сделать вывод, что сотрудник УБОП знаком с "потерпевшим".

Отбыв пять суток ареста, из ИВС был освобожден Сергей. Только тогда в канцелярии суда он смог ознакомиться с материалами дела. Как оказалось, единственным основанием для привлечения его и сына к административной ответственности был рапорт сотрудника УБОП.

Через несколько дней Сергей Белоконенко подал в Верховный суд Карелии кассационную жалобу на постановление сортавальского судьи. Меньше чем через месяц его жалоба была удовлетворена. А вскоре развалилось и уголовное дело в отношении Дмитрия.

Вслед за этим семья Белоконенко направила в прокуратуру Сортавалы жалобу на неправомерные действия сотрудника МВД, считая, что у последнего не было причин для использования табельного оружия. Ведь никто из сидевших в тот вечер в машине сопротивления милиционеру не оказывал. К тому же, писали Белоконенко, применение оружия строго регламентировано законом: сначала оперативнику следовало представиться, затем известить о намерении использовать оружие и только после этого делать предупредительный выстрел. Более того, в трех рапортах, написанных сотрудником УБОП, содержатся явные противоречия. В рапорте на имя начальника УБОП МВД республики милиционер указал, что задержание отца и сына Белоконенко было произведено на основании подозрений, что они управляют транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Во втором — с целью задержания преступников, совершивших преступление. Причем в первых двух рапортах скрыт факт применения оружия. Он появляется только в третьем. Ни прокуратура Сортавалы, ни прокуратура республики жалобу Белоконенко не удовлетворили. Нелепая ситуация: люди отбыли наказание ни за что, но в этом никто не виноват.

Эпилог

Прошел год... Семья Белоконенко в поисках справедливости обошла все возможные инстанции, обращались они даже к главному федеральному инспектору по Карелии Валентину Шмыкову. Решения прокуратуры и судов подтвердили: правда на стороне Белоконенко. Вот только где она, эта правда?

По мнению самого Сергея Белоконенко, в борьбе с системой правоохранительных органов простому человеку не только победить, но и добиться справедливости невозможно. Печально, если он прав...

Денис Халаимов,
"Губернiя".

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру