Яхт-клуб «Балтиец» выжил - 3 июля 2006 г.

«Балтиец» обосновался на новом месте. И это место по-прежнему у моря. Создан невероятный прецедент. Люди отстояли свои законные права, доказав, что яхтсмены, вне всяких сомнений относятся к активнейшей части человечества.

«Ведра помоев» и «реки» испорченной крови, сожженные от отчаянья плавсредства и массовые инфаркты у людей, отдавших годы любимому делу, жесткое противостояние протестующих энтузиастов морского дела и тупо ориентированных на прибыль власть предержащих, все это отошло в прошлое, когда госпожа-губернатор не просто разрезала символическую ленту новорожденного яхт-клуба, а произнесла в своей короткой и, как многим показалось, искренней речи фразу, примирившую непримиримых и успокоившую мятущихся: Яхт-клуб «Балтиец» останется здесь навеки!... Заметьте, не на 10 лет, и не на традиционные 3 года «с правом продления», которое может быть легко оспорено, а навсегда!

Разумеется, скептики  справедливо заметят, что слова чиновника, дни которого у руля далеко не вечны, немногого стоят. Особенно в России, где даже утвержденный закон порой ничего не значит! Однако русскому человеку так хочется верить в хорошее… Поэтому неудивительно, что праздник на берегах Маркизовой лужи откровенно удался. Как никак - первая рукотворная гавань с петровских времен (после Галерной, которую, кстати, вскоре могут и засыпать в ходе «модернизации» Морского фасада, связанного с намывом Васильевского острова)! Яхтенный народ воистину возликовал.

Разумеется, вряд ли можно назвать яхт-клубом земляную гавань, лишь местами выложенную бетонными плитами. Основная масса плавсредств продолжает топорщиться на берегу, чем-то напоминая побережье Флориды после очередного разгромного циклона. Не зря же у нас бытует поговорка, что переезд сродни пожару. Главное, что поспешная эвакуация с обжитых за три десятка лет берегов Матисова канала прошла без невосполнимых потерь. Дай бог, чтобы трудолюбивые китайцы сотворили из оставленной инфраструктуры «конфетку», дополнившую прелести элитных кварталов «Балтийской жемчужины». А ведь еще год назад казалось, что борьба за предоставление альтернативного участка – дело заведомо проигрышное. Оглянитесь вокруг. Мыслимо ли отстоять свои права перед чиновником, особенно заинтересованным всемогущими строительным компаниями? Взять хотя бы недавний столичный скандал с расселением индивидуальных домов в Южным Бутово. Он собственно и возник лишь в результате вмешательства деятелей Общественной палаты, а так бы все, что нужно снесли, всех кого-нужно расселили, а то и просто послали, и никто бы и не пикнул…

Яхтсменов, прямо скажем, немного, и на это им активно пеняли, забывая, что именно они - неотъемлемая часть облика любой Морской столицы. Увы, последние десятилетия Петербург планомерно этого облика лишается. К примеру, в 2003 г. ему отказали, сославшись на безденежье, в долгожданном заходе эскадры международной регаты «Катти-Сарк». Лишив горожан и гостей города этого истинного праздника жизни, власти предпочитают многомиллиардное лазерное шоу для избранных… Ну, да к этому нам не привыкать. Дай-то бог, в 2009-м году эта ошибка будет исправлена, большие парусники вновь увидят наш город, а мы насладимся парусной феерией!

Предстоящая встреча Большой восьмерки также скорей всего добавит сторонников лагерю антиглобалистов из числа петербуржцев, уведомленных заранее о таком количестве ограничений  в свободе передвижения, что поистине лучше убираться из родного города подобру-поздорову. Многочисленные омоновские патрули задолго до приезда именитых гостей, закрытая акватория Финского залива и блокирование аэропортов наводят на добрые мысли о скандинавских монархах, спокойно путешествующих по своим  странам на велосипедах и мотоциклах, не страшась собственных подданных. Помню как во время Игр Доброй Воли усталый гаишник,   тщетно пытаясь придраться хоть к чему-нибудь, наконец, выпалил: «Не ездили бы эту неделю на машине, вам же лучше будет!»

Вечно это население путается у правителей под ногами! Как его не сокращай, а все нашего брата избыток!

Но «вернемся к нашим баранам», хотя уж с кем, с кем, а с этими излишне терпеливыми животными, безропотно идущими на заклание, наших героев сравнить невозможно.          

В декабре 2004 г. власти города наотрез отказались продлить крупнейшему в России морскому клубу «Балтиец» срок аренды на занимаемом им участке побережья в юго-западной части Петербурга в связи с передачей этой территории Шанхайской индустриальной инвестиционной компании. 

Оставим далеко неоднозначную демографическую составляющую этого 1.5 миллиардного проекта, автоматически делающего любое деяние сверхприоритетным, но яхтсменам во главе с бессменным командором клуба Владимиром Климбеком было нечего терять, и они потребовали компенсации своих многолетних усилий, не говоря уже об альтернативной площадке.  Общественные слушания, манифестации, апелляции к китайскому инвестору, наконец, сломили непрошибаемую чиновничью стену, заставив выступить основным инвестором нового клуба именно правительство Петербурга. Итог – ударная стройка! В результате освоения 1.5 миллионных  долларовых инвестиций всего лишь за год на заболоченном участке берега  возникла вместительная гавань. Для создания защитного мола, причалов и фарватеров перемещены тысячи тонн грунта. Централизованность управления породила целый ряд остроумных решений. В частности, строительный мусор с реконструируемой улицы Шкапина везли не на отдаленную свалку, а прямиком в Сосновую поляну для укрепления болотистого грунта будущей гавани. Раскопки позволили также извлечь из недр целый ряд археологических раритетов вроде якоря петровских времен, установленного ныне перед сторожкой правления и древнего ключа, ставшего символом нового клуба, торжественно врученным губернатором  на прошедшей церемонии.

Неизменным  символом «Балтийца» является трехногий пес Рында – излюбленный объект теле-  и фоторепортажей. Бедняга лишилась ноги в ходе ударной стройки, однако остается верным сторожем и спутником  капитан-командора клуба.

На благоустройство территории уже израсходовано 20 млн рублей. И это только начало, поскольку до превращения гавани в мало-мальски пригодную для базирования заявленного количества плавсредств (1000 ед.) еще очень далеко.

Как известно, многие из существующих планов развития города являют собой непосредственную угрозу и без того немногочисленным яхт-клубам и стоянкам. К примеру, ветка скоростного диаметра окружной магистрали, отрезающая сразу несколько клубов от моря. Но главным фактором опасности остаются аппетиты застройщиков «элитного» жилья, которые без труда находят сторонников в рядах городской администрации. Стоимость жилья неуклонно растет, а с ней и возможности, и аппетиты.    С другой стороны, инвесторы весьма неохотно вкладывают деньги в строительство яхт-клубов. Дело это сложное, трудоемкое и для нас «континентальных ребят» непривычное. Однако нет-нет, да и возникнет всплеск общественного сознания, мол, и мы не лыком шиты – Великая Морская держава и Морская столица, в которой даже Морской совет имеется во главе с губернатором.

Возрождение, а точнее «второе пришествие» клуба «Балтиец» чрезвычайно важно. Во-первых,  как прецедент, показывающий, что за свои права надо бороться до конца. А во-вторых, и это, пожалуй – главное, что люди способные на это у нас еще остались!

Что касается властей, то при всем демонстрируемом взаимопонимании, высоком представительстве (в свите губернатора замечены, в частности, такие мощные фигуры как вице-губернатор Ю.В. Молчанов, отвечающий, помимо прочего, за реализацию стратегических проектов)  не окажется ли «Балтиец» местом, куда будут постепенно выжиматься те городские яхт-клубы, у руководства которых не окажется должного количества козырей, чтобы переиграть тандем заинтересованных застройщиков и чиновников?

Ну, а пока, виват Морской столице, администрация которой, робко, но возвращается на некогда проторенную Петром Великую тропу, ведущую к морю, в котором, как известно, будущее человечества!

Сергей Апрелев, Санкт-Петербург,
специально для "Правды.Ру"

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить