Отдали на разграбление богатства Ульяновской земли, а Их не меньше, чем

Археологические памятники, дошедшие до нас через века и тысячелетия, могут быть разрушены нынешним поколением чиновников, остающихся равнодушными к проблемам археологии в Ульяновской области. Ульяновск оказался едва ли не единственным городом в стране, где до сих пор нет службы по охране археологических памятников.

По мнению специалистов, в нашей земле лежит не меньше богатств, чем в Египте, и если подходить с умом, то находки неолита, каменного, бронзового веков могли бы прельстить сюда толпы ученых и туристов. На территории области известно более 700 различных археологических памятников: стоянок, поселений, оборонительных сооружений и других объектов.

Однако на месте древних курганов все чаще появляются «черные» археологи в сопровождении крутых парней на джипах. Опаснее их — строители, заинтересованные больше не в сохранении находок, а в том, чтобы им в работе никто не мешал. Им зачастую никто и не мешает сравнять древние захоронения с землей. Кроме того, создаются молодежные организации, которые, маскируясь под научную деятельность, организуют археологические экспедиции с привлечением иностранцев. Эти работы в области по большому счету никем не контролируются.

Между тем подобные действия по существующим российским законам влекут уголовную ответственность. За исключением тех случаев, когда археолог имеет лицензию, выданную Институтом археологии АН РФ.

В России Закон об охране памятников археологии был принят в 1978 году. В этом году должна завершиться разработка нового закона. Функции защиты памятников обязано выполнять местное Управление по делам культуры и искусства. Но при проведении земляных работ организации или частные лица нередко предпочитают обойти специалистов по охране археологических памятников.

По сведениям археологов, так случилось с началом строительства церкви у автозавода. Управление по делам культуры и искусства не смогло предусмотреть и обеспечить работу археологов при раскопках котлована. В итоге был разрушен древний булгарский могильник.

Раскопки в Языковской усадьбе в Карсунском районе, начатые в связи с восстановлением дома Языковых, с разрешения Управления начали вести случайные люди, археологи не появлялись там неделями.

Летом нынешнего года на улице Гончарова впервые за всю историю города были обнаружены остатки поселений каменного века, однако строительные бульдозеры успели сделать свое черное дело.

С лица земли были стерты памятники федерального значения, находящиеся у села Луговое. Перечень можно продолжать до бесконечности. Каких ценностей лишается Ульяновская область, трудно представить и сосчитать. Их останется еще меньше, если не будет создана независимая государственная служба, считают археологи. У нее должна быть лицензия, дающая право исследовать и охранять памятники, составлять специальные программы по их защите и заниматься правовой безграмотностью ответственных лиц и населения. Ученых, занимающихся археологией, перестало устраивать такое положение, когда Управление по делам культуры и искусства само себе выдает разрешение на проведение раскопок, само себя же контролирует и проверяет.

Ученые, археологи Ульяновска Василий Ледяйкин, Юрий Семыкин, Александр Вискалин и другие направили письмо губернатору Владимиру Шаманову, председателю Законодательного Собрания Сергею Рябухину, Федеральному инспектору по Ульяновской области Александру Иванову о необходимости создания археологической службы. Сергей Рябухин пообещал помочь, однако с его отъездом создание охранной организации вновь повисло в воздухе.

 

Алсу Идрисова

Ульяновск

Обсудить