Как спасали рыцарей

На картине «Дуэль рыцарей» Питера Снейерса, что находится в коллекции Художественного музея, стоит знак качества фламандских мастеров живописи XVII века. Два клейма — крохотные ладони и силуэт башни — города Антверпен, где была написана картина, — гарантируют, что произведение искусства будет жить если не вечно, то многие столетия — наверняка.

И вдруг у картины начали проявляться тревожные симптомы, стало очевидно, что она «больна». Она написана на тонких дубовых досках, склеенных между собой. Краска начала отслаиваться и падать, оставляя после себя зияющие раны. Работники музея опасались, что могут и вовсе потерять своих «рыцарей».

В тяжелых случаях у музейщиков остается надежда только на московских реставраторов. В 1985 году картина Снейерса была доставлена в столицу. Однако, подлечив больную, москвичи не торопились вернуть ее домой, а несколько лет катали по выставкам, демонстрируя шедевр Снейерса, которым может похвастаться лишь Эрмитаж и Художественный музей Ульяновска.

Оказавшись же дома, «рыцари», к сожалению, не обрадовали музейщиков своим здоровым видом. Стало понятно: картину лечили не от той болезни.

В это время в Художественном музее появился свой квалифицированный реставратор — Вячеслав Кудашов. Он провел долгие часы над картиной, исследуя, что же стало внезапной причиной отслаивания краски, которая держалась на дубовых досках с I-й половины XVII века. Пытался применить разные методы реставрации, но видел, что картина не оживает.

Однажды взгляд реставратора остановился на разводах, растянувшихся на обратной стороне картины. Перевернув ее, Вячеслав сверил с ранами картины — они совпадали. Значит, вся проблема возникла из-за разводов. А их могла оставить только жидкость, значит, картина когда-то, возможно в послереволюционные годы при формировании коллекции музея, намокла. А дерево вместе с влагой впитало и клеевой грунт. Так что краску клей более не удерживал.

Далее лечение пошло быстро. Вячеслав сам варил клей по старинной рецептуре — из поплавков (пузырей в просторечии) осетровых рыб, делал необходимые растворы. Реставрационные работы продолжаются до сих пор, но теперь день за днем «рыцари» идут на поправку.

— Но для того, чтобы произведения искусства чувствовали себя здоровыми, — говорит реставратор, — им нужны условия жизни, как в Третьяковской галерее, где круглосуточно сохраняется температура плюс 18 градусов, влажность — 65 процентов. Если условий нет, можно не сомневаться: за помощью выстроится очередь из шедевров.

Ульяновск

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.
Обсудить