Самолет без пилота для сельского хозяйства

О проблемах сельхозавиации в республике Татарстан говорится много и часто. А ведь в Казани сосредоточен огромный потенциал для создания эффективной сельхозавиации. На смену устаревшим «аннушкам» должны прийти легкие летательные аппараты — не только дельталеты, но, к примеру, и беспилотные радиоуправляемые самолеты. В этом убежден ведущий инженер-конструктор ОКБ «Сокол» Вячеслав Титлов:

— В свободное от основной работы время я занимался авиамоделизмом со школьниками. Мы конструировали и собирали модели, которые не только занимали первые места на соревнованиях и устанавливали рекорды, они могли бы принести пользу сельскому хозяйству республики. Я давно пришел к выводу, что авиамодели, управляемые с земли, могут выполнять вполне конкретную работу там, где использование пилотируемых летательных аппаратов неэкономично.

Несколько радиоуправляемых моделей, изготовленных кружковцами, уже прошли летные испытания в совхозе «Нармонка». Легкие, 2,2 килограмма, они предназначались для аэропосева куколок трихограммы — мелкой мушки с целью биологической защиты растений от насекомых-вредителей. Трихограмма, стоит сказать, очень эффективна — достаточно горки на кончике ножа, чтобы в квартире на многие годы исчезла моль. Применение той же мушки для защиты сельхозкультур — зерновых, зернобобовых, овощных, многолетних трав — предупредит значительные, до 50 процентов, потери урожая.

А поскольку трихограмма весит очень мало, то распылять ее с больших самолетов невыгодно. Как нельзя лучше это делать с беспилотных моделей, для создания которых требуется минимум материала и оборудования. В шасси нет необходимости — авиамодель взлетает без разбега, с руки, и безопасно, почти без пробега приземляется «брюхом» фюзеляжа на траву или бурьян. Автоматическое и радиокомандное управление с земли обеспечивает полет авиамодели на высоте 2-5 метров и обработку сельхозугодий практически любой площади.

Все это я обосновал в тактико-техническом задании, утвержденном в 90-м году главным конструктором ОКБ «Сокол» и директором республиканской станции защиты растений. Но в нашем министерстве сельского хозяйства этой разработкой никто не заинтересовался.

Хотя в Казани есть все условия для создания этого беспилотного ноу-хау. ОКБ «Сокол», входящее сейчас в консорциум «Гражданская авиация», единственное предприятие в бывшем Союзе, где создавали беспилотные летательные аппараты. Этому учреждению, казалось бы, сам Бог велел перестроиться на мирную авиацию. Но из-за отсутствия зарплаты число сотрудников сократилось в 5 раз, оставшиеся два-три десятка конструкторов выполняют заказ Китая: создают оснастку для легкокрылых спортивных самолетов.

А ведь какую пользу опытное предприятие принесло бы народному хозяйству Татарстана, займись оно разработкой новых летательных аппаратов. Для тех, кто любит кивать на Запад, сообщаю — там беспилотные ЛА давно применяются для защиты растений не только биологическими средствами, но и малыми, сверхмалыми дозами химических веществ.

«Вечерняя Казань»

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.
Обсудить