Дтп с тяжкими последствиями... Для свидетеля аварии

Дорого обошлась казанцу Дмитрию Васильеву жалоба на действия милиционеров Вахитовского РУВД. Заявление было рассмотрено, уголовное дело возбуждено, а вот на скамью подсудимых придется сесть... самому Васильеву.

В конце сентября Васильев с женой и супругами Салеховыми отмечал в ночном клубе «Фламинго» годовщину своей свадьбы. Вечеринка закончилась далеко за полночь. А по дороге домой друзья стали свидетелями автомобильной аварии — на улице Пушкина «восьмерка» протаранила «единичку» и скрылась. А так как авария произошла на их глазах, Васильев решил объяснить подошедшим патрульным, как все было. То, что произошло дальше, разными сторонами описывается по-разному.

— Мы пытались объяснить, что водитель «копейки» не виноват, — говорит Дмитрий Васильев. — Мы даже запомнили номер скрывшейся «восьмерки» и хотели сообщить его милиционерам, а те стали нас прогонять. Я возмутился, почему они не хотят слушать очевидцев, а они в ответ стали крутить нам руки...

— На меня напал крепкий сержант, — вторит ему Максим Салехов, — и повалил прямо в лужу антифриза, вытекшего из радиатора «копейки». Я не сопротивлялся, только держал милиционера за руки, чтобы он не бил меня по голове.

Женщины, увидев это, растерялись. У Виолетты Васильевой в руках была большая корзинка с цветами — подарком к годовщине свадьбы, и она от неожиданности чуть ее не выронила. А Наталья Салехова закричала, чтобы ее мужа оставили в покое. Милиционеры же вызвали подкрепление — подъехали два экипажа. И всех четверых стали рассаживать по машинам.

— Мы с женой и Виолеттой добровольно сели в «уазик», — говорит Салехов, — Дмитрий тоже хотел сесть к нам в машину, но ему надели наручники и силой запихали во второй экипаж. А когда приехали в отдел милиции «Япеево», я увидел, что у Дмитрия все лицо в крови, хотя на улице Пушкина он избитым не был. В отделе он пожаловался, что руки стянули слишком сильно и они опухают. Тогда его швырнули на пол и стали пинать. Его били двое сотрудников из экипажей, с которыми мы приехали, и еще двое милиционеров из отдела милиции, которые были в дежурной части. А один из оперативников пустил ему в лицо струю слезоточивого газа...

— Я очень испугалась, что они его убьют, и закричала, — вспоминает Виолетта Васильева. — И милиционеры немного успокоились. По крайней мере они разрешили Максиму сводить Диму в туалет, чтобы смыть кровь. Те, кто бил Диму, вскоре ушли, и работники дежурной сняли с него наручники. Остаток ночи мы просидели на скамейке задержанных, пока не составили протоколы административного задержания. В них было написано, что мы шли по улице пьяные и матерились, а при задержании хватали сержантов за форму.

Всех четверых отпустили под утро. Милиционеры потребовали, чтобы они явились в Вахитовский райсуд для наложения административного штрафа. Дмитрий Васильев сразу сходил на освидетельствование в травмпункт, а потом обратился в управление собственной безопасности МВД РТ. В заявлении он написал, что бить его начали еще в машине, по пути в ОМ «Япеево». Били по голове и по спине, а потом стали шарить по карманам, вытащили бумажник, в котором лежало 800 рублей. Лиц своих мучителей парень не видел, так как его положили в машине на пол. Васильева это, конечно, возмутило, а милиционеры обозлились еще больше, и они стали его душить...

Сотрудник УСБ МВД Игорь Лаптев, которому поручили служебную проверку, истребовал из ОМ «Япеево» рапорта и взял объяснения у милиционеров, на которых указывала четверка. Сотрудники дежурной части утверждали, что Васильева привезли в отдел уже избитым, а, по словам патрульных, выходило наоборот: задержанного доставили «свеженьким». Били его, выходит, в «дежурке». Немудрено, что по факту избиения Васильева было возбуждено уголовное дело по статье 286 УК — превышение должностных полномочий. Расследование приняла к производству прокуратура Вахитовского района, и на первых порах дело двигалось быстро. Однако к ноябрю оно было прекращено, и тут же возникло другое — уже на Дмитрия Васильева, который обвинялся в хулиганстве, избиении милиционеров и в заведомо ложном доносе. Выяснилось, что встречное заявление в прокуратуру поступило от патрульного милиционера Михаила Маркова, который первым подошел к месту аварии, оперативника Рустема Гарифуллина, пустившего струю слезоточивого газа, и Екатерины Закиевой, которая случайно оказалась в ОМ «Япеево».

Судя по показаниям Маркова, задержание происходило совсем иначе, нежели рисуют задержанные. Не успел он подойти к побитым «Жигулям», где стояли четверо молодых людей, как услышал ругань. Марков подошел к ним, чтобы успокоить, но те вдруг стали его оскорблять, а потом один из парней ударил его кулаком в лицо. Милиционерам пришлось задержать драчунов, а потом вызвать подкрепление.

Сотрудники прибывших экипажей, которые были допрошены в качестве свидетелей, подтвердили, что у Маркова было разбито лицо. А со своей стороны добавили, что в машине Васильева никто не бил, а только удерживали руками, поскольку тот вел себя слишком агрессивно. И по карманам у него никто не шарил и деньги не отбирал. Такие показания, в частности, давал милиционер Рустем Сайткулов, который в «уазике» сидел рядом с Васильевым. Сайткулов в числе первых высказал предположение, что парень сам нанес себе травмы — дескать, нередко задержанные начинают биться головой, телом о выступающие твердые предметы. Эту мысль конкретизировал участковый инспектор Алексей Орлов, случайно оказавшийся в ОМ «Япеево». По его словам, Васильев в «дежурке» внезапно напал на продавщицу с колхозного рынка Екатерину Закиеву, которая давала объяснения по кражам, и пнул ее в висок. При этом не смог устоять на ногах и упал лицом на пол. А когда встал — был уже весь в крови.

Судя по словам милиционеров, Васильев снова и снова пытался напасть на девушку и его пришлось оттащить в сторону камер для задержанных. На подмогу к ним прибежал оперативник Рустем Гарифуллин, и ему тоже досталось — Васильев стал пинать его по ногам. Угомонился задержанный, лишь когда ему в лицо брызнули «черемухой». Словом, получается, что всю ночь Васильев пинался, матерился и бился головой о твердые предметы. А деньги, видимо, потерял где-то или пропил.

На сумасшедшего Дмитрий Васильев вообще-то не похож, да и вообще трудно представить, чтобы молодой человек, пусть даже под хмельком, бился головой обо что попало. Кроме того, трудно удариться таким образом, чтобы остались синяки на шее сразу в нескольких местах. Без ответа, на мой взгляд, остался и вопрос, почему дебошир и пьяница Васильев побежал жаловаться на милиционеров, если сам же был не прав. И почему сотрудники ОМ «Япеево» после бурной ночи не имели к нему никаких претензий? Ведь заявления о привлечении парня к уголовной ответственности были написаны через два (!) месяца после возбуждения уголовного дела в отношении работников милиции.

Почему следствие встало на их сторону, остается загадкой. Может быть, потому, что со стороны милиционеров оказалось больше свидетелей? Но тогда почему в качестве свидетеля не был допрошен единственный незаинтересованный человек, который наблюдал конфликт с самого начала, — водитель побитой «копейки»? Его показания в уголовном деле отсутствуют.

Впрочем, свое слово в этой истории еще не сказали Прокуратура РТ, куда обвиняемый заявитель направил жалобу, и Вахитовский райсуд, где будет слушаться уголовное дело. И не исключено, что обвиняемые и жертвы в уголовном деле вновь могут поменяться местами.

Алексей Угаров

«Вечерняя Казань»

Обсудить