Педагоги отсудили льготные пенсии

Сотни педагогов, в том числе музыкальные руководители детских садов, могут лишиться права на пенсию за выслугу лет, если в их трудовых книжках будет записано, что они являются работниками коммунального предприятия. Во всяком случае, Управление Пенсионного фонда по городу Набережные Челны уже отказалось назначить льготную пенсию нескольким челнинцам именно на этом основании. Педагоги подобные действия посчитали чиновничьим произволом и подали в суд. Первой же на судебном поле скрестила копья с представителем Пенсионного фонда бывший музыкальный руководитель детского сада Эвелина Александровна Филиппова и выиграла это сражение. Теперь она считает своим долгом помочь подругам по несчастью добиться того же.

Э. Филиппова вместе с обиженными на УПФ пишет исковые заявления, ходит в прокуратуру, ищет новые юридические обоснования для жалоб. А теперь еще решила, что должна рассказать об этой проблеме и в газете, чтобы привлечь к ней внимание общественности.

— Я проклинаю тот день, когда выбрала профессию музыкального работника, и виноват в этом бюрократический произвол. По чьему-то капризу переписываются законы. А то, что из-за этого ломаются судьбы людей, никого не волнует. Музыкальные руководители детских садов первыми попали в жернова бюрократии.

История вопроса берет свое начало аж в 1959 году. Именно тогда постановлением СССР от 17.12.59 г. №1397 в перечень должностей, имеющих право на пенсию по выслуге лет, был включен музыкальный руководитель (музыкальный работник) детского сада. В течение 30 лет мои коллеги беспрепятственно пользовались предоставленной государством возможностью. Вплоть до 1991 года, когда на свет появилось постановление СМ РСФСР от 6.09.91 №463. В списках, утвержденных этим документом, отсутствует должность музруководителя. Она по чьей-то рассеянности просто выпала из перечня. Чтобы восстановить упущенное, понадобилось целых 10 лет. Лишь в 1999 году правительство РФ издало постановление №1067 об утверждении нового списка профессий, в котором музруководитель вновь фигурирует. Однако радоваться было нечему. Так как в третьем пункте этого же документа говорилось примерно следующее: исчисление педагогического стажа лиц, вновь включенных в перечень, начинается с момента выхода данного документа. То есть если твоя профессия не значилась в списках 1991 года, то 25 лет стажа, накопленных до 1 ноября 1999 года, никакой роли не играют и пенсия за выслугу лет не полагается. Ну разве это не произвол? Конечно, подобную несправедливость никто спускать на тормозах не собирался. Писали, бомбили жалобами Министерство образования, Госдуму, Правительство РФ. В итоге в феврале 2001 года появилось дополнение к вышеуказанному постановлению, в котором говорится, что исчисление выслуги лет по желанию граждан может применяться и за периоды работы до 1 ноября 1999 года. Кстати, о существовании этого дополнения я узнала уже после того, как в этом году подала на УПФ в суд. Отстаивала я свои права по двум пунктам. Мне пришлось доказывать, что музыкальный работник и музыкальный руководитель — одно и то же (кстати, это ясно даже из первоисточника — постановления 1959 года). Кроме того, я защищала свой стаж, который дает мне право на пенсию за выслугу лет. Суд вынес решение в мою пользу. Считаю, мне повезло в том плане, что от УПФ не последовало кассационной жалобы в Верховный суд РТ. Наверное, из-за того, что мое разбирательство было первым, и в управлении просто не успели сообразить, какие шаги предпринять дальше. Льготная пенсия мне была назначена. Чего стоила мне процедура ее оформления, рассказывать не буду. Скажу лишь, что нервов потратила немало.

Двум знакомым педагогам-музыкантам, которые, последовав моему примеру, тоже решили судиться, повезло меньше. Им пришлось выдержать уже два раунда — в городском и Верховном судах. В своих кассационных жалобах УПФ г. Набережные Челны акцентировало внимание «верховных» судей на том, что педагогический стаж до 1999 года не может засчитываться для начисления пенсии за выслугу лет и что нельзя отождествлять понятия «коммунальное» и «муниципальное». Последнее, заметим, свежий аргумент — якобы работники КУ не имеют право на пенсию по выслуге лет. Доселе он не применялся. Но и на этот крючок Верховный суд не попался: «Довод УПФ г. Набережные Челны о том, что детский сад-ясли относится к коммунальным учреждениям, а не муниципальным, не является убедительным, поскольку в приведенном случае различие в терминологии не меняет сущность и организационно-правовое положение данных учреждений». Скажу больше, на судебных разбирательствах в Казани присутствовал представитель Управления Пенсионного фонда РФ по РТ, который признал требования челнинских педагогов законными! Таким образом, права двоих моих коллег на льготную пенсию были подтверждены уже в Верховном суде РТ.

Казалось бы, законность наших притязаний уже доказана. Несмотря на это, УПФ г. Набережные Челны продолжает отказывать педагогам-музыкантам в оформлении пенсии за выслугу лет. А это значит, уже в ближайшее время городской суд будет завален исками кандидатов в пенсионеры. Будет потрачено немало времени, сил, средств на то, чтобы доказать очевидное, признанное законом право на заслуженный отдых и государственное пособие. Кто поставит точку в этом бессмысленном хождении по мукам?

Эльвира Мухаметдинова

Набережные Челны

«Вечерние Челны»

Обсудить