Когда равнодушие хуже стихийного бедствия

В Министерство по чрезвычайным ситуациям России вынуждены были обратиться жители небольшого панельного дома из Нижнего Услона. Уже третий год они живут без тепла, воды, канализации... И с каждым днем их надежды на нормальный человеческий быт становятся все призрачнее.

Много лет назад, когда в Нижнем Услоне появился панельный многоквартирный дом, сельчане посматривали на счастливых обладателей квартир с завистью: как в городе живут, со всеми удобствами. Вот только жизнь с удобствами продолжалась недолго. Трубы водоснабжения и отопления вскоре прогнили, канализация начала протекать, а чинить это хозяйство балансодержателю дома — ЗАО «ТатВолготанкер» — было недосуг. В итоге дом обветшал настолько, что по осени стала протекать крыша. В зимние холода жильцы устанавливали в своих квартирах буржуйки, но тепло уходило сквозь щели, а в квартирах оставался лишь едкий дым.

Сказать, что жильцы жаловались, значит, ничего не сказать. Они писали гневные письма и в управление ЗАО «ТатВолготанкер», направляли жалобы в администрацию Верхнеуслонского района, чтобы чиновники пожалели их и приняли гибнущий дом под свою опеку. Но чужой дом и чужие проблемы были им до лампочки.

Радужные перспективы замаячили перед обитателями дома в 1996 году, когда кабмин издал постановление «О порядке передачи объектов республиканского жилищного фонда, находящихся в хозяйственном ведении и оперативном управлении предприятий, в коммунальную собственность городов и районов». В путаной чиновничьей бумажке на редкость четко было предписано руководству ЗАО «ТатВолготанкер» в месячный срок собрать все документы для передачи дома району, а также заключить договор о финансировании связанных с передачей мероприятий. Иными словами, перед тем как сбагрить дом в коммунальную собственность, речники должны были привести его в божеский вид, заменить трубы прогнивших коммуникаций и починить котельную, которая к тому времени превратилась в отхожее место. Задачка для крупного предприятия вполне выполнимая. Однако если нет желания, нет и результата. А ремонтировать дом за бюджетные деньги райадминистрация не согласилась. Дом продолжал ветшать.

Весной нынешнего года жильцы злополучного дома добрались до Татарской транспортной прокуратуры. И на имя директора ЗАО «ТатВолготанкер» Рашида Нагуманова было направлено представление. На что директор ответил, что «ТатВолготанкер» с недавнего времени прочно сел на финансовую мель, но он постарается найти деньги.

Не нашел. А жильцы с приближением зимы от ужаса и отчаяния обратились в МЧС России. Ведь есть федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций...». Понятно, что написан он вовсе не для их случая, но ведь когда маленькие дети в стужу спят все равно что на улице — разве это не чрезвычайная ситуация?

И спасатели откликнулись. Приехали, провели ряд встреч, пытались воздействовать и на администрацию района, и на речников, но полномочий у спасателей не хватило. Их слушали, кивали головами, но от этого обитателям трущобы теплее не стало. А сотрудники МЧС, которые не привыкли уезжать без результата, подключили к проблеме Татарскую транспортную прокуратуру. Как прокомментировал ситуацию старший помощник прокурора Олег Манько, шеф «ТатВолготанкера» Нагуманов уже приглашен на беседу в прокуратуру, где ему подробно объяснят, что если дом не будет отремонтирован, в отношении руководителя ЗАО будет возбуждено уголовное дело по факту халатности. И денежные проблемы ЗАО никого не интересуют, ведь у «ТатВолготанкера» несколько лет назад были все необходимые средства...

Казалось бы, под давлением прокуратуры проблема должна сдвинуться с мертвой точки. Однако жильцы уже не верят в то, что их дом отремонтируют. Дело в том, что акции холдинга «Волготанкер» скупила группа московских бизнесменов, и в данный момент они проводят глобальную реструктуризацию. Татарстанская структура холдинга, по их мнению, убыточна — в ЗАО приехала комиссия из Москвы, которая начала проводить ликвидацию «ТатВолготанкера» как юридического лица. Иными словами, пугай теперь Нагуманова уголовным делом, не пугай, а сделать он едва ли что-то сможет. А на дворе опять зима...

Алексей Угаров

«Вечерняя Казань»

Обсудить