За фальшивую водку наказывают, за лекарства — нет

Торговля лекарствами — бизнес весьма прибыльный, это очевидно. Аптек кругом — как грязи, а новые все открываются... Что и говорить, болеем мы нынче много и болит у нас, как правило, все. Правда, социологи подсчитали, что на водку среднестатистический россиянин тратит все же в три раза больше, чем на лекарства. Но лекарства тоже хорошо берем. А что хорошо берут, то, как известно, хорошо и подделывают.

По сравнению с прошлым годом (при том, что нынешний еще не закончился) в 19 раз увеличилось в Татарстане количество случаев обнаружения фальсифицированных лекарственных препаратов. А в будущем году, когда планируется обложить лекарства НДС, число фальшивых препаратов грозит увеличиться еще в десятки раз, как это уже было с водкой.

А вообще фальсификация лекарств - проблема сейчас общемировая. Толком бороться с этим злом не научились еще даже в развитых странах, так как явление это для экономики новое. Что уж говорить про нас, бедных...

Первая лекарственная подделка на территории России была обнаружена в 1998 году. Сейчас минздравовский список выявленных фальшивок включает в себя несколько тысяч наименований препаратов. Как только обнаруживается новая фальшивка, центр сообщает об этом в регионы, регионы, в свою очередь, информируют центр. И что? А то, что пока у нас в стране не существует ни одного юридического документа, регламентирующего само понятие «фальшивое лекарство». Значит, не предусмотрено и ответственности за производство и распространение фальшивых лекарств, в отличие от фальшивой водки. Правда, Госдума вот-вот должна внести соответствующие поправки в закон «О лекарственных средствах». А Минздрав РФ уже добился, чтобы к борьбе с фальшивками подключились силовые органы. Но даже уничтожить обнаруженную партию фальшивых лекарств бывает не так-то просто. В ряде случаев партию... возвращают поставщику (по закону о частной собственности). И уж как он там с ней поступит?..

— На территории Татарстана пока не зафиксировано случаев производства поддельных лекарств. Все подделки — привозные, — рассказывает начальник отдела Центра контроля качества и сертификации лекарственных средств Минздрава РТ Ольга Павлова. — Когда обнаруживаем фальшивку, сообщаем в УВД. Милиция вызывает директоров фирм-поставщиков, те доказывают, что они не виноваты, ведь «качественно» изготовленную подделку даже специалисту трудно распознать. Кстати, борьба с фальшивыми лекарствами в нашей стране осложняется еще и тем, что у нас очень много посредников на лекарствах — около 7000 фирм, в Татарстане — около 100. Тогда как в западных странах — по 5-6 крупных дистрибьюторов.

А бывают фальшивыми, как выяснилось, и импортные, и отечественные препараты, и дорогие, и дешевые, подделывают и таблетки, и мази, и капли... Обозначенные на этикетке ингредиенты могут присутствовать в подделке в сильно заниженных дозах, их может там не оказаться вовсе, а вместо них там может оказаться нечто — хорошо, если просто мел. Что касается названий препаратов, то специалисты республиканского Центра контроля качества и сертификации лекарств не хотели мне их сообщать. Дескать, испугается народ лечиться. Не испугаемся, успокоила я их - как кушали лекарства, так и будем кушать, зато будем предупреждены.

Мне назвали нистатин, фестал, ампициллин для инъекций (растворы для инъекций, кстати, самый опасный вариант подделок, человек и так в тяжелом состоянии, а ему еще вкалывают в вену неизвестно что), был даже «левый» гематоген, ну и, конечно, сумамед — антибиотик последнего поколения.

Ох уж этот сумамед! Помню, как казанские венерологи жаловались мне на то, что народ у нас пошел шибко грамотный — лечит сифилис самостоятельно этим самым сумамедом. А сумамед-то еще и поддельным оказывается. Вот и удивляется человек, чего это у него нос провалился.

Сейчас хорватская фирма «Плива» — производитель сумамеда — снабдила упаковки препарата голографическими наклейками, но говорят, что уже и их научились подделывать.

Специалисты Центра контроля качества и сертификации лекарств заверили меня в том, что в республике делается все, чтобы фальшивки не попадали на прилавки аптек — все лекарства проходят контроль, сверяется вся документация, в лабораториях проводятся биохимические анализы. Однако нельзя исключать варианты, когда в качественную, правильную и сертифицированную партию лекарств уже на месте могут подмешать фальшивки. Рядовой же потребитель лекарств способен опознать лишь самые грубые фальшивки, когда упаковка какая-то страшненькая, срока годности нет, инструкции — тоже... Но некоторые меры предосторожности принять все же можно. Не покупайте лекарства с рук (даже если это руки вашего лечащего врача). А в случае, если увидели в аптеке знакомый препарат по цене гораздо ниже обычной, задумайтесь: повезло вам или нет.

Ольга Мачнева

«Вечерняя Казань»

Обсудить