Осужденные менты верят в Бога и амнистию

...Адвокат, изнасиловавший пятилетнюю девочку. Полковник, бравший взятки. Кавалер ордена Мужества, продавший чеченским боевикам сына депутата Госдумы. Сотрудник ППС, совершивший двойное убийство. Бывший омоновец, участвовавший в бандитском налете... Кто они — оборотни в милицейской форме или герои, ставшие случайной жертвой Фемиды?

Главное украшение пятой колонии учреждения ЖХ-385 — церковь. В одном здании с ней находятся ПТУ и школа для заключенных. Зеки сами строили этот симбиоз науки и религии. В перерывах между работой и учебой возводили купол, устанавливали крест. Теперь школу закрывают. Но не потому, что с безграмотностью в среде заключенных покончено. Просто вновь прибывший контингент состоит в основном из людей, имеющих высшее или средне-специальное образование. Малограмотных бытовиков распределяют по другим колониям.

Бывших ментов везут с 66 регионов Российской Федерации. Всего этапировано около семисот человек. Основная масса переведена из Иркутска, где находилась единственная в России специализированная зона. Получение нового статуса прибавило хлопот руководству нашей зоны. «Если сравнивать с заключенными-бытовиками, то бывшие сотрудники милиции проигрывают во всем, - говорит заместитель начальника колонии по производству Михаил Щукин. - Работают во много раз хуже. Чуть что по любому поводу строчат жалобы. Конечно, понять их можно. Многие ничего тяжелее авторучки в руках не держали...»

Кстати, многие из осужденных милиционеров только на зоне всерьез задумываются о Боге. Несмотря на тяжесть содеянного, некоторые надеются на амнистию. И возможно, им удастся покинуть стены «пятерки» раньше срока.

Среди бывших ментов встречаются настоящие выродки. Согласитесь, каким еще словом можно назвать 53-летнего адвоката, ранее служившего в органах. Судьба забросила его в столицу. В гостях он изнасиловал пятилетнюю девочку. Получил 12 лет. Или, например, древний дедушка, насмерть забивший женщину, отказавшую ему в сексуальной близости. Старичок так распалился, что изорвал у жертвы все внутренности. 27-летний милиционер ППС из Брянской области, убивший водителя и задушивший пассажира, хочет подать прошение о помиловании...

Почти 30% бывших ментов прошли горячие точки: Афганистан, Чечню. Эти люди хорошо подготовлены физически, владеют приемами восточных единоборств. У многих, по словам психолога «пятерки» Оксаны Акименко, проблемы с психикой — последствия контузий и ранений. Встречаются бывшие наркоманы, в том числе принимавшие внутривенно героин. Причем основная доля таких заключенных работала раньше в управлениях по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Получается, с чем боролись, на то и накололись. Большинство осужденных считают себя невиновными.

Самым высокопоставленным зеком «пятерки» является бывший начальник кафедры Тверского филиала Московского института МВД России полковник Юрий Тюляев. В 1996 году в Таджикистане он тренировал местные спецподразделения быстрого реагирования. За безупречную службу получил правительственные награды. Офицера осудили на четыре года за вымогательство взятки и лишили воинского звания. Он помог сыну знакомых поступить в вуз, а затем якобы стал требовать 1200 долларов.

Сначала Тюляев попал в Иркутск, где, по его мнению, взаимоотношения заключенных были более фамильярными. Молодежь частенько поддевала старшего офицера. В Леплее такого нет, здесь строго следят за порядком. Он отсидел полсрока и послал прошение о помиловании. Тюляев считает, что стал жертвой кампании по борьбе с коррупцией. «Мое дело решили сделать показательным», — уверен 53-летний зек.

Если бы в «пятерке» проводился конкурстатуировок, то наверняка первое место занял шедевр нательной живописи Юрия Конева. Спину бывшего милиционера украшает гигантский орел. Конев выкалывал птицу полтора месяца. Говорит, что татуировка сделана в память о боевых действиях на Северном Кавказе. Оперуполномоченный Буденновского уголовного розыска во время нападения банды Басаева на город получил тяжелое ранение. Повез раненых летчиков в больницу и нарвался на засаду боевиков. Его расстреляли практически в упор. Автоматная очередь задела позвоночник, и Конев полтора месяца был парализован. За этот бой его наградили орденом Мужества. Награду вручал лично Президент Ельцин. Пройдя курс лечения, Юрий вернулся в милицию. Правда, из оперов пришлось уйти. Осужден за похищение 22-летнего сына депутата Госдумы России Пономаренко. Интернациональная группа, состоящая из двух русских и двух чеченцев, за сто тысяч долларов продала молодого человека в Чечню. Конев утверждает, что пошел на это преступление из-за крайней нищеты. На работе не платили, а жена тяжело болела после автокатастрофы. Правда, из этой суммы он ничего не получил. Троих участников банды арестовали, четвертого разыскивает Интерпол. Заложника вернули родителям. Как показалось корр.«С», Юрий не особенно раскаивается в содеянном.

Владельцем самой философской татуировки является тамбовец Виктор Каргин. На его левой голени скалит зубы старуха с косой, над ней надпись «Memento mori». Бывший омоновец выколол это после командировки в зону межнационального конфликта в пригородном районе Северной Осетии. На Северном Кавказе ему довелось побывать три раза. Каргин принимал участие в московских событиях октября 93-го года. Срок получил за разбойное нападение, совершенное в 1998 году. С тремя подельщиками он остановил автобус, везущий челноков в Москву. Войдя в салон, налетчики пустили по рядам полиэтиленовый пакет, куда ошарашенные пассажиры бросали свои кровные. У Каргина был итальянский пистолет «Ягуар», привезенный из северокавказской командировки.

Улов разочаровал разбойников — всего 40 неденоминированных рублей. На вопрос о пострадавших бывший омоновец кратко заметил: «Их не должно было быть, мы действовали очень культурно». Взяли налетчиков через две недели. Каргин признается: чувствовал, что за ним придут оперативники, но мыслей скрыться не было. От судьбы не убежишь. На воле у него осталось двое детей.

39-летний Валерий Бойченко из Санкт-Петербурга был заместителем начальника по медицине управления по борьбе с наркотиками. Осужден на 7 лет за взятку - 2 миллиона неденоминированных рублей. Три года отсидел в «Крестах». До работы в милиции Валерий воевал в Афганистане, награжден медалями «За отвагу» и Жукова. По словам осужденного, его заявитель открыл стоматологическую фирму и под ее крышей стал приторговывать наркотиками. И когда Бойченко решил арестовать зубного врача, тот нанес упреждающий удар, обвинив милиционера во взятке. Суд приговорил Валерия к 7 годам. Но, к удивлению руководства колонии, почему-то оставил в звании капитана. С таким случаем здесь встречаются впервые. После освобождения Бойченко намерен уехать к родственникам в Италию.

По словам заместителя начальника колонии по воспитательной работе подполковника Николая Зубарева, среди заключенных около десятка уроженцев Мордовии, в том числе жители Яваса. По отношению к ним никаких поблажек не допускается. «Нам все равно, откуда прибыл человек, главное, чтобы он встал на путь исправления». Старый лозунг «На свободу - с чистой совестью!» здесь будет актуален всегда.

Виталий Моисеев

Саранск

«Столица С»

Обсудить