Очень газзаевская игра

Победа над Ирландией принесла Валерию Газзаеву нечто большее, чем три очка в послужном списке национального тренера, чем выросший благодаря убедительности игры престиж, а также аплодисменты, поздравления и тосты. За достаточно долгие уже годы, что Валерий Георгиевич трудится тренером, при завоеванных титулах, при узнаваемости манеры не было такого матча с приставкой "супер", который служил бы ему эдаким опознавательным знаком. Его не сыграла чемпионская "Алания", тогда еще "Спартак" из Владикавказа, в 1995 году, такой игры не было у "Динамо", ну и в ЦСКА, пожалуй, тоже - тут еще просто рановато. А 4:2 с Ирландией остаются уже навсегда - как открытка, со многими ухищрениями подписанная-таки у знаменитости, навсегда остается вместе с автографом.

 

 Возвращение к кандидатуре Виктора Онопко было поначалу шагом читаемым, а оказалось еще и мудрым. Среди выводов, которые смело можно было сделать после заполошного матча со шведами, четко просматривался такой: все наши защитники, старые и молодые, слабы индивидуально. Шведский форвард Ибрагимович наматывал их как хотел, если получал пас в ноги. В матче с ирландцами, у которых имелось сразу два технически изощренных форварда - Кин и Дафф, рассчитывать на стремительный прогресс Игнашевича и Нижегородова не приходилось. Нужен был последний страхующий защитник, и никто не справился бы с этой ролью лучше Онопко. А игра убрала из этой словесной конструкции частицу 'бы': Даффа, правда, заменили, а Кин несколько раз раскручивал наших стопперов, предпочитая Игнашевича, - Онопко не сплоховал ни разу. А ведь ему еще приходилось бороться один в один с прилипчивым, с острыми локтями Моррисоном, который Даффа заменил!

 Троими номинальными защитниками дело ограничивалось. На флангах Газзаев отчаянно рисковал. При том что у играющих по классической схеме ирландцев и справа, и слева было по два бывалых человека, у сборной России за бровки отвечали соответственно Каряка и Гусев - оба в одиночестве. Кстати, оба, как ни крути, игроки атакующей фазы. Гусева позже заменили (стоявшие за скамейкой запасных журналисты различили реплику Газзаева - 'назад надо было бегать, Ролан!'), но изначально рассчитывать на то, что он везде успеет, было несколько наивно.

 Итак, фланги у сборной России оказались зоной риска. Но Газзаев это определенно понимал; он пошел даже дальше - Каряка выдвинулся совсем уж вперед, а зону левого защитника все время страховал Яновский. В какой-то степени он пожертвовал собой, а точней - впечатлением от своей игры. Но целостное впечатление произвести трудно, играя в двух местах разом. Так что действия мало кому бросившегося в глаза Яновского не стоит рассматривать отдельно от команды, сыгравшей и цельно, и вдохновенно. Не разрывайся Яновский - не былобы удивительной игры Каряки, вокруг активности которого фактически строились российские атаки весь первый тайм.

 Вместе с Яновским звено центральных хавбеков составили Лоськов и Алдонин, оба - дебютанты игр такого уровня. Алдонин заменил травмированного Смертина и, кажется, сравнение выдержал. Справедливости ради стоит заметить, что сравнение это правомерно только в части игры в отборе: Алдонин, в силу молодости или по тренерскому заданию, оставался игроком только одной, разрушительной фазы. Его передачи вперед были недостаточно стабильны. Для первого раза, впрочем, - хай класс!

 Лоськов нашел себя на поле не сразу. Ему, видимо, уже по ходу дела пришлось смещаться вправо, чтобы помогать растерянному Гусеву. Но, приноровившись, Лоськов сообразил, что под его фирменные длинные передачи как раз наискосок через поле идеально располагается Каряка. И худо обернулось в добро.

 Пара нападающих Бесчастных-Семак навряд ли может быть названа идеальной. Наверное, будь здоровы другие форварды сборной, они могли бы получить несколько иные задания; здесь же бросилось в глаза их взаимопонимание. Взявшееся на самом-то деле ниоткуда.

 Кажется, у ирландцев были только два шанса спасти игру, и оба - очень маленькие. Первый - воспользоваться замешательством первых минут, когда россияне не без труда осваивали схему собственной игры прямо на поле: с пятой по пятнадцатую минуту у нас был пик разнообразного брака. Ирландцы оказались не готовы использовать известную авантюрность и российской фланговой обороны, о чем было сказано выше. И второй шанс - зацепиться, вклещиться в те шансы, которые им давали первый и второй гол в ворота Овчинникова. Но - на них тут же следовал ответ.

 И в этом тоже прямая заслуга тренера и его плана на игру. Газзаев тонко сработал заменами. Соломатин вместо Гусева - и на правом фланге воцарился порядок. Там фактически заработал опытный защитник. Кержаков вместо Бесчастных - свежие силы в атаке и заодно новая инициатива, опять фланговая, а значит - берущая ирландскую оборону нарастяг. Хохлов вместо Семака - искусство паса вместо напора сразу под мобильными форвардами (вместе с Кержаковым форвардом в этой игре надо признать и Каряку, хоть он и устал во второй половине). Хохлов с его опытом вошел в игру блистательно, и одна из организованных им атак - кержаковская, под четвертый гол. Не будь его - ирландцы получали шанс.

 В итоге у сборной России состоялась очень газзаевская игра: высокоорганизованная, с одной стороны, но и рискованная - с другой. Победа, впрочем, отбивает всякую охоту рассуждать, 'что было бы, если бы'. До следующей серьезной игры.

 

  Василий УТКИН

  Gzt.Ru

Обсудить