Самоуправление, даже Местное, откладывается на неопределенный срок

На заседании Московской городской Думы 27 февраля принят в первом чтении проект закона «Об организации местного самоуправления в городе Москве».

Представлявший документ заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Анатолий Петров назвал его хорошей основой для дальнейшего поэтапного развития местного самоуправления в Москве, имея в виду 10-летний опыт работы власти в районах в условиях двойного (орган государственной власти и орган местного самоуправления) статуса органов государственной власти.

Анатолий Петров подчеркнул, что нормы подготовленного законопроекта в полной мере соответствуют федеральному законодательству, в том числе, право Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно регулировать отдельные вопросы местного самоуправления. Согласно федеральному законодательству, особенности местного самоуправления регулируются специальным законом, в его отсутствии Москва как субъект Федерации может решить этот вопрос самостоятельно.

При подготовке законопроекта авторы руководствовались двумя основными принципами в организации местного самоуправления - сохранения единства городского хозяйства и гарантии равного права на осуществление местного самоуправления для всех москвичей, независимо от района проживания.

Одна из принципиальнейших статей законопроекта посвящена предметам ведения муниципального образования. Анатолий Петров напомнил, что нынешние районные Управы создавались как органы исполнительной власти. Два года назад они были «преобразованы» в органы местного самоуправления с набором определенных функций, некоторые из которых отсутствуют в действующем федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления. Те функции, которые сегодня выполняют районные Управы, выступая одновременно в роли органа государственной власти и местного самоуправления, по словам Анатолия Петрова, будут переданы на местный уровень новым органам муниципальной власти, но в виде государственных полномочий с необходимыми средствами для их осуществления и контролем за реализацией.

Как заявил председатель Комиссии МГД по государственному строительству и местному самоуправлению Виталий Ковалевский, юридически Уставом города придан новый статус Управам, но фактически районы нельзя называть муниципальными образованиями и усомнился: достаточно ли информированы жители о том, что они будут принимать власть, осуществлять ее самостоятельно, под свою ответственность? Местное самоуправление, считает руководитель проблемной депутатской комиссии, устанавливается сверху, при этом в законопроекте отсутствует понятие «местное сообщество» (эта категория, в отличие от населения, обладает системным качеством), у населения в целом отсутствует психология собственника. Тем не менее, по мнению Виталия Ковалевского, законопроект необходимо принимать в первом чтении и дорабатывать с тем, чтобы положить начало организации реальной муниципальной власти на уровне районов.

При обсуждении документа депутаты интересовались, как будет реализован принцип единства городского хозяйства и бюджета Москвы, давали предложения по формированию бюджетов муниципальных образований, постепенной передаче полномочий, говорили о необходимости выяснить позицию избирателей, предусмотреть меры на случай возникновения «парада суверенитетов». Замечаний и предложений к представленному варианту законопроекта оказалось так много, что было решено взять длительный срок на внесение поправок.

Любовь ЯСОНОВА, пресс-центр МГД.