"Мосгортранс" против коммерческих перевозчиков?

На заседании Комиссии Московской городской Думы по нормативной базе городской инфраструктуры 6 февраля обсуждалась организация коммерческих пассажирских перевозок в столице.

Как заявил заместитель руководителя Управления транспорта и связи Владимир Сарайкин, сейчас из 11 миллионов пассажиров, перевозимых наземным пассажирским транспортом, один миллион пользуется коммерческим транспортом. В городе работают 85 компаний, имеющие 5 тысяч 800 машин.

Участники заседания пришли к выводу, что на сегодняшний день в городе сложилось две системы наземного транспорта - это городская система, к которой относится ГК «Мосгортранс» и коммерческие перевозчики. При этом «Мосгортранс» поставлен в неравные условия с остальными участниками рынка. Они не могут устанавливать тариф, покрывающий их расходы. Помимо этого, из бюджета выделяется недостаточно средств на покрытие убытков от перевозки льготных категорий москвичей, что приводит к тому, что нет возможности расширять автобусный, троллейбусный и трамвайный парки. Поскольку необходимо в районах новостроек пускать все новые маршруты, а новых машин приобретается недостаточно, интервалы в движении наземного транспорта увеличиваются. В конце 1999 года городской компании разрешили заниматься коммерческими перевозками для восполнения выпадающих доходов. Но оказалось, что на маршрутах, обслуживаемых ГК уже работают другие компании, которые не хотят пускать туда конкурентов. Как заявил вице-президент по экономики «Мосгортранса» Петр Иванов, более 50 процентов маршрутов городской компании полностью или частично дублируются коммерческими фирмами. Поэтому, одним из вариантов решения проблемы может стать «продажа» на конкурсе городских маршрутов с инфраструктурой (остановки, разворотные площадки и т.д.), являющихся по сути городской собственностью. Однако, как заявили специалисты, подобный эксперимент уже недавно проводился, при этом не нашлось ни одной компании, которая могла бы взять на себя обслуживание маршрутов в полном объеме и на должном уровне.

Представители Управления транспорта и связи говорили о том, что коммерческие перевозчики являются не только помощниками городскому транспорту, но и «его бедой». С одной стороны, они помогают доставлять людей в час-пик, а с другой стороны все коммерческие компании завершают свою деятельность довольно рано. Поскольку поздним вечером пассажиропоток значительно сокращается, именно в это время было бы логичнее пускать на линию небольшие «Газели», а не огромные «Икарусы». Однако, по словам П.Иванова, экономический анализ показал, что выгоднее «гонять» большие автобусы, нежели согласиться на предложения коммерческих перевозчиков по обслуживанию маршрутов в вечернее время.

Подводя итоги заседания, председатель Комиссии по нормативной базе городской инфраструктуры депутат Андрей Широков предложил Управлению транспорта и связи приостановить действие принципа «один маршрут - один перевозчик». А специалистам «Мосгортранса» и крупных компаний объединиться, чтобы разработать совместными усилиями Положение о коммерческих перевозках, в котором учесть интересы всех сторон.

Поскольку обсуждаемая проблема очень важна для города и его жителей, Комиссия продолжит отслеживать ситуацию с состоянием коммерческих перевозок в городе.

Любовь ФОМИНА, пресс-центр Мосгордумы.

Обсудить