Владимир Михеев: «500 Чернобылей в сердце сибири»

Сегодня в гостях у ПРАВДЫ.Ру директор Гражданского Центра ядерного нераспространения (г. Красноярск) Владимир Михеев . Родился Владимир Иванович в 1955 году, образование — высшее. Проблемами ядерной безопасности занимается с 1989 года. Организатор и учредитель газеты «Экологический вестник» — первой экологической газеты на территории стран бывшего СНГ. Первый номер газеты «ЭВ» вышел нелегально самиздатом 14 октября 1989 года. Одновременно с 1989 года стал одним из лидеров Красноярской общественно-экологической организации «Зеленый мир». В феврале 1990 года стал одним из организаторов Красноярского краевого экологического движения (ККЭД), с 1994 года — председатель этой организации. ККЭД проводит различные акции и занимается просветительской деятельностью по проблемам последствий переработки отработанного ядерного топлива. Был организатором экспедиций с независимыми специалистами по реке Енисей для сбора, анализа и подтверждения фактов радиационного загрязнения поймы реки. Эти данные широко публиковались в средствах массовой информации. Имеет многочисленные публикации по проблемам радиационного загрязнения и переработки отработанного ядерного топлива в средствах массовой информации. Один из авторов книги «Горно-химический комбинат: независимый взгляд», вышедшей в 1998 году.

— Вы возглавляете Гражданский Центр ядерного нераспространения — организации, о деятельности которой не так много известно широкой публике. Расскажите о главных целях, которые ставят перед собой сотрудники Центра.

— Основные цели? Во-первых, просвещение и информирование общественности и СМИ по проблемам ядерной безопасности, о последствиях переработки отработанного ядерного топлива (ОЯТ) и по вопросам ядерного нераспространения, посредством: издательской деятельности (публикация книг и брошюр), постоянного поддержания и обновления собственного сайта, проведения пресс-конференций и работы со СМИ. Во-вторых, предоставление всем заинтересованным лицам и общественным организациям информации по ядерным проблемам, работа общедоступной тематической библиотеки.

— Что такое ядерная безопасность для России?

— Главный принцип ядерной безопасности для России — «Не навреди». То есть, все планы Минатома должны быть прозрачны для населения и должны получить одобрение общественности, тех регионов, где Минатом планирует строить новую АЭС или завод (типа РТ-2), или хранилище для ОЯТ.

— Долгое время мы наблюдали дискуссию между сторонниками и противниками ввоза в Россию ядерных отходов для переработки. Теперь ОЯТ уже везут в «город-призрак» Железногорск. Официальные лица Минатома говорят о 20-миллиардах долларов, которые таким образом будут заработаны и пущены на решение насущных российских экологических проблем. Многих такое объяснение устраивает...

— Первое: цифра 20 млрд. долларов впервые появилась из уст представителя американской организации «Non-Proliferation Trust, Inc» в начале 1999 г. Более подробно об этом можно прочитать на нашем сайте: «Дело Non-Proliferation Trust, Inc» и «Размещение отработавшего ядерного топлива на долгосрочное хранение в Российской Федерации. Последствия для экологической безопасности, экологической обстановки и здоровья населения России».

Второе: 20 млрд. долларов — это сумма всего проекта, из этой суммы надо вычесть все расходы. Так, 13 июля 2001 г. в Красноярске новый министр по атомной энергии А.Румянцев заявил, что Россия получит от этой суммы только часть финансовых средств. Сколько конкретно, и сам министр не знает. Заветная цифра денежных средств получится, когда из доходов будет вычтена себестоимость проекта (транспортировка, строительство хранилища и прочие расходы). По оценкам нашего Центра, Россия реально может получить только около 350 млн. долларов за 40 лет.

Третье: существует реальная возможность использования поступающих средств не в интересах России, а в личных и ведомственных интересах Минатома. Можно с уверенностью прогнозировать, что большая часть денежных средств будет разворована в Москве. Отставка в марте 2001 г. прежнего министра Е. Адамова свидетельствует о том, что его сняли с поста как раз за коммерческую деятельность в своих личных интересах. Коррупцию в Минатоме красноречиво иллюстрирует документ «Заключение комиссии Государственной думы РФ по борьбе с коррупцией о предпринимательской деятельности министра Российской Федерации по атомной энергии Eвгения Адамова». Там говорится, что Адамову Е.О. принадлежит 3,15 млн. долларов, а его жене Пинчук О. П. — 1,5 млн. долларов. Комментарии излишни...

— Природе и людям Красноярского края угрожают не только собственные и ввозимые ОЯТ. Какие еще проблемы выглядят наиболее угрожающими?

— Самое опасное звено во всем ядерно-топливном цикле (от добычи урана до захоронения РАО), это переработка ОЯТ, до 95 процентов (!) всех вредных выбросов приходиться на переработку (репроцессинг). Поэтому раз Минатом планирует ввозить ОЯТ, значит, Минатом будет и перерабатывать все ввозимое ОЯТ. По планам Минатома ввод завода РТ-2 должен произойти к 2020 году. На сегодняшний день, на ГХК (в Красноярске-26) хранится РАО и ОЯТ активностью 3,7 млрд. кюри. Для справки: в результате Чернобыльской катастрофы было выброшено в атмосферу около 50 млн. кюри, следовательно, на ГХК хранятся 74 Чернобыля. Минатом планирует построить к 2003 году новое сухое хранилище отработанного ядерного топлива ёмкостью 33 тысячи тонн для зарубежного ОЯТ и отечественного ОЯТ реакторов РБМК-1000. Это колоссальная дополнительная нагрузка в 20 млрд. кюри. А расширение действующего хранилища до 9 тысяч тонн - это еще 3 млрд. кюри. Если планы Минатома воплотятся, то к 2010-2015 годам на ГХК будет более 25 млрд. кюри (!) или 500 Чернобылей (!). Поэтому в ближайшие 10-15 лет ГХК может стать самым грязным местом не только в России, но и в мире.

— В перестроечные годы экологисты имели достаточно большое влияние. Теперь что-то не слышно о массовых протестах против даже самых убийственных проектов. В чем причина?

— Здесь две причины. Население занято решением своих насущных проблем, как прожить и накормить семью... То есть активность общества резко снизилась. Сами экологические организации России порой влачат жалкое существование, ведь местные власти не оказывают никакой поддержки.

— С какими общественными организациями и политическими партиями сотрудничает Центр?

— С политическими партиями мы стараемся не сотрудничать, потому что Политика — это всегда грязь. А с общественными организациями, как в России, так и за рубежом, мы всегда сотрудничали и будем далее работать, это позволяет оперативно получать информацию и проводить совместные кампании.

— Экологическое движение в Красноярском крае имеет богатую историю. Совершим краткий экскурс...

— Краевое экологическое движение рождалось в резких протестах населения Красноярья против строительства площадки 27 летом 1989 года. Именно в этот год активность людей была необыкновенно высока. Прошли экологические митинги, антиядерное движение нашло поддержку народных депутатов СССР, среди которых были писатели Виктор Астафьев и Роман Солнцев. Благодаря общим усилиям удалось отстоять землю, на которую посягал Минатомэнергопром (так тогда назывался сегодняшний Минатом России). С этого момента и начался отсчёт времени в жизни зелёных края. В ту пору никто не знал о том, что происходило «за железным занавесом» на горно-химическом комбинате в городе Красноярск-26. Постепенно, шаг за шагом, экологи шли к поставленной цели — собрать и донести до населения информацию о том, что такое ГХК и каковы последствия его деятельности. Поэтому исследование деятельности секретного военного ядерного производства было главным в работе экологов. Зеленые старались оказать информационное содействие всем заинтересованным лицам и организациям, донести правду до всех. Но средства массовой информации оставались на службе тогдашних властей. Существующий административный орган — краевое ЛИТО — зорко следило, чтобы ни одно упоминание о ГХК не попало на страницы местных газет. Поэтому 14 октября 1989 года в Красноярске самиздатом, то есть попросту нелегально, вышел в свет первый номер «Экологического вестника». Затем « второй, третий: Так родилась первая в СССР экологическая газета. Нелегально вышло семь номеров, пока (после принятия Закона о печати) «Экологический вестник» не был официально зарегистрирован.

Благодаря газете «Экологический вестник» удалось сделать достоянием гласности факты радиационного загрязнения территории Красноярского края в результате деятельности ГХК. Именно зелёные организовали и провели в 1990-1992 годах несколько совместных экспедиций по Енисею со специалистами, что позволило выявить и донести до населения информацию о радиационном загрязнении поймы реки. К этому времени у общественников были необходимые приборы для проведения независимых исследований.

Летом 1989 года возникла Красноярская городская общественно-экологическая организация «Зелёный мир». На её основе в 1990 году было создано Красноярское краевое экологическое движение. Члены этой организации, помимо выпуска и распространения газеты «Экологический вестник», выпустили несколько листовок против строительства завода РТ-2. Активистам «Зелёного мира» совместно с Красноярской федерацией профсоюзов удалось собрать более пятидесяти тысяч подписей протеста жителей края против строительства завода РТ-2.

Потом силами краевого экологического движения совместно с администрацией Красноярского края были организованы три международные радиологические конференции, посвященные проблемам конверсии и ядерной безопасности. Был создан Гражданский Центр ядерного нераспространения, который продолжает дело, начатое зелеными.

— А теперь заглянем в будущее. Что, на Ваш взгляд, произойдет, если проблемы ядерной безопасности не будут решены в России (и в других странах) в ближайшие десятилетия?

— Будут вторая, третья Чернобыльская катастрофа...

— Значительная часть информации о состоянии окружающей среды засекречена, так как имеет отношение к «оборонке». А к охране секретов государство снова относится серьезно — об этом свидетельствует хотя бы приговор суда по делу журналиста Григория Пасько. Как удается решать возникающие в связи с этим проблемы? Ведь Ваш Центр занимается и созданием системы общественного контроля за работой горно-химического комбината в закрытом городе Железногорске, он же — «Красноярск-26»...

— Мы этой проблемой занимаемся с 1989 года. Не раз нас вызывали и в КГБ, ФСК, ФСБ. Было очень много всего... Доходило до того, что исчезал жесткий диск с ПЭВМ, были всяческие давления, допросы. Но все равно, мы как работали, так и будем работать. Если не мы, то кто будет заниматься этой работой? В Красноярске-26 есть филиал нашего Центра.

— Расскажите о планах ГЦЯН и Красноярского краевого экологического движения в новом 2002-м году.

— Вести дальнейшую работу по информированию общественности и СМИ об опасности развития плутониевой экономики в Красноярском крае и строительства международного хранилища отработавшего ядерного топлива. Догнать по посещаемости сайт Минатома. Мы намерены все более профессионально противостоять пропаганде и агитации Минатома.

— Экологистов принято делить на «пессимистов» и «хорошо информированных оптимистов». К какому лагерю отнесете себя?

— Ко второму.

— Существует ли в российском обществе и во власти на всех уровнях понимание серьезности экологических проблем? Если нет, то как такого понимания следует добиваться?

— Такого понимания нет и поэтому на власть нужно давить со всех сторон.

Беседовал Андрей Лубенский

ПРАВДА.Ру

Ссылки по теме:

Гражданский Центр ядерного нераспространения

Программа «Ядерная и радиационная безопасность»

Атомная энергетика России

Минатом РФ в Интернете

Заявление Социально-экологического союза

Обсудить