Николай Московченко: участвовать в военных авантюрах Нам Сегодня крайне нежелательно

На днях полковник Николай Московченко, депутат Московской городской думы, вернулся из Таджикистана. Покушение на Ахмад-Шаха Масуда, теракты в США - все это он наблюдал с афганской границы, опять попавшей под прицел большой политики. Именно здесь ожидается "удар возмездия", который Америка намерена нанести по международному терроризму. Своими наблюдениями за ситуацией он поделился с обозревателем ПРАВДЫ.Ру Анатолием Барановым.

- Что с Ахмад-Шахом? Приходят самые противоречивые сведения - то убит, то жив и даже поправляется....

- К сожалению, "скорее мертв, чем жив". Сожаления понятны - с его гибелью ставится под угрозу само существование "Северного альянса". Мало кто знает, но в жилах Ахмад-Шаха текла кровь двух королевских родов, иранского и афганского. Это Восток, и в какой-то момент он мог претендовать на нечто большее, чем даже контроль над Афганистаном. Ну и под угрозой распада альянса была попытка сыграть чисто восточную игру - создать миф о вечно живом Ахмад-Шахе. Примерно такой сценарий разыгрывался со смертью Дудаева, которого и сегодня многие в Чечне считают живым.

На самом деле было организовано покушение, была заложена мина в видеокамеру, которой Масуда снимали с близкого расстояния. Кстати, оператор погиб еще раньше, он тоже был камикадзе. И похоже, он был шиитом.

- Вы полагаете, что Масуда убрали не талибы?

- Полагаю, не они. Здесь действовали специалисты более квалифицированные. Может быть, те, кто готовил "Талибан" к той роли, которую тот играет в Афганистане. А может быть третья сила, которая почему-то не желала, чтобы в новой конфигурации, возникающей в регионе, присутствовала такая сильная фигура как Ахмад-Шах.

- О новой конфигурации сил в регионе начали говорить лишь после терактов в Америке, когда США объявили войну по сути всему исламскому миру, поскольку из него невозможно вычленить "хороших" и "плохих", хотя бы в силу того, что исламский мир живет немного в иной системе координат.

- Верно, перестав поддерживать талибов и даже начав наземную, сухопутную операцию в Афганистане, США столкнутся с иной цивилизацией. Это мир, в котором живут совсем не современные люди. И там, где они просто живут, американцу, привыкшему к иному жизненному стандарту, придется выживать ежедневно и ежечасно. Это в Югославии проблема отключения горячей воды и канализации может стать побудительным мотивом к капитуляции. А в Афганистане этих благ цивилизации сроду не было. Горы можно бомбить бесконечно, города, по сути - гигантские кишлаки, можно стирать с лица земли каждый месяц. Это ни к чему, кроме роста боевого духа и ненависти к "неверным" не приведет. Более того, сотрет разницу между террористом и простым мусульманином, чего, в общем-то, и надо экстремистам.

Более того, наземная масштабная операция приведет к еще большему, чем сегодня, числу беженцев. Сегодня они сидят на островах в пойме реки Пяндж, зажатые между талибами и нашими пограничными укреплениями. Но когда их число увеличится, они хлынут в Таджикистан, Туркмению, Узбекистан. А это - другая культура, другой менталитет, и они способны изменитиь равновесие в целом среднеазиатском регионе, благо равновесие это и сегодня весьма хрупкое.

- Это грозит изменением режимов и потерей вдияния России в Центральной Азии?

- Полагаю, что да. Никто не ждет, что Россия снова будет вводить войска в Афганистан в составе контингента НАТО. Но на наши базы, аэродромы, на нашу агентуру Запад расчитывает, конечно. А когда Америка и ее союзники увязнут в горах, встанет вопрос, причем неизбежно, о выводе под благовидным предлогом, российских войск из региона, за российско-казахстанскую границу. США неизбежно захотят доминировать в этом регионе.

- И им это удастся?

- Нет, я полагаю. Но когда они вылезут оттуда, на обломках всех этих ценральноазиатских государств, учитывая, что народы там переживают очевидный пассионарный толчок, образуется такое радикально-исламское квазигосударство, которе, может быть, можно будет сравнить с халифатом времен Пророка. Причем долго ждать не придется, история сегодня очень быстро развивается.

- И при таком сценарии, конечно, Ахмад-Шах как наследник двух царствующих родов, кому-то показался очень опасен. Кто-то уже так далеко все просчитывает?

- Процесс идет постоянно и не в одном месте. Анализируют наши, американцы, европейцы, китайцы. И местные силы тоже - Иран, Пакистан, Индия.

- Сегодня никто не удивится, если выяснится, что заказ на теракт в Америке поступил из самого неожиданного места, а таинственные исламские фундаменталисты были лишь исполнителями.

- Жертвовать собой - вполне в традициях на Востоке. Но при всем разнообразии и многообразии сект, способных дать целый отряд камикадзе, далеко не все располагают достаточным организационным ресурсом, дисциплиной и далеко не все они непрозрачны для внешних сил. Не секрет, что спецслужбы разных стран "опекают" разные группировки исламских фундаменталистов. В Алжире и Ливии традиционно влиятельна Франция, на Ближнем Востоке - Великобритания, в Иране - Германия. Я не удивлюсь, если импульс к американской трагедии был дан в Европе, союзной США, чтобы иметь возможность спокойно ввести наличный евро, "заняв" США где-то вдали от Балкан - ведь балканский кризис самым неприятным образом отразился на судьбе безналичного евро. И естественно, никто в США не озвучит такого рода подозрений, а общественному мнению будет предъявлен Бен Ладен, бывший американский агент, кстати. И спецслужбы стран, традиционно связанных со своими европейскими партнерами, могли выступить в качестве "рекрутингового агентства", ибо ни одна спецслужба сама, своими руками ничего подобного делать не станет. Для этого есть разные "хамасы" и тому подобное.

- А вот тут-то вступает в игру "прикормленное" движение экстремистов, и ничего не пожозревающие фанатики исполняют волю каких-то политических или деловых кругов Запада?

- Меня не зря насторожило совпадение покушения на Ахмад-Шаха и терактов в Америке, да еще с использованием смертников, да еще данные о том, что на Масуда покушался чуть ли не иранец. Хотя я и отдаю себе отчет в том, что все это лишь подозрения, которые навряд ли когда-то обретут достаточную доказательственную базу.

Хотя есть и еще один нюанс: на афганско-таджикской границе резко увеличился поток наркотиков. Практически борьба с наркотрафиком стала главной боевой задачей российских пограничников на всей протяженности границы с Афганистаном. Складывается впечатление, что наркобароны куда-то торопятся, как-будто скоро что-то резко изменится и надо успеть заработать побольше. Навряд ли это связано только лишь с ожиданием передела сфер влияния между "Северным Альянсом" и талибами.

- Получается, что российские интересы лежат вне мировой линии борьбы с терроризмом и экстремизмом?

- Мировая тенденция сегодня балансирует между борьбой с экстремизмом и борьбой с исламом вообще. России, как в какой-то степени мусульманской стране, это крайне опасно - ареной новой мировой войны может стать вся территория нашей страны. Наверно, не стоит жертвовать Россией для того, чтобы удовлетворить общественное мнение Запада. Нам противопоказан любой резкий шаг в Центральноазиатском регионе, где сдерживать экспансию радикального, экстремистского ислама кроме России и Китая некому. Поэтому, при всем сочувствиии к горю американского народа, участвовать в военных авантюрах нам сегодня крайне нежелательно.

Обсудить