Меняю кабинет на теплую котельную

Незаменимых людей, конечно же, не бывает — это хорошо известно. Но известно и другое — подчас найти конкретному человеку достойную замену невероятно трудно, особенно если замена эта производится в угоду какой-то сиюминутной прихоти или моде, без веских на то оснований.

В последнем убеждает судьба Паши Загирова — председателя колхоза "Родина", бывшего многие годы гордостью Благодарненского района и одним из лучших хозяйств края. Но неожиданно нахлынула волна бездумной "демократизации управления", Паша Халидович вынужден был оставить свой пост. И свершилась нечто вполне закономерное — хозяйство за какие-то несколько месяцев пришло в упадок. Схватились тогда господа колхозники за головы, поняли, какую ошибку совершили. И поспешили ее исправить — снова вручили бразды правления все тому же Загирову. Сейчас хозяйство уверенно восстанавливает свою добрую репутацию — его вновь называют лучшим в районе.

А вспомнили обо всем сказанном выше в ходе недавнего заседания правительства края, где шла речь о состоянии трудовых ресурсов, кадрового потенциала и мерах по выработке и реализации единой кадровой политики на Ставрополье. Почему же возникла потребность поднять на правительственном уровне вопросы, которые за последние пятнадцать лет ни разу (?!) не поднимались?Причин тому немало.

Сегодня на Ставрополье, население которого составило 2 миллиона 619 тысяч человек, насчитывается 108 800 безработных. При всем при этом край ощущает довольно острый кадровый голод, который в ближайшие три-четыре года обещает приобрести характер настоящего бедствия. Сейчас, к примеру, краю требуются свыше десяти тысяч представителей только строительных профессий. На восстановлении жилья в районах, пострадавших от июньского наводнения, они зарабатывают 15-20 тысяч рублей в меcяц, однако рабочих рук не хватает. И это в то время, когда не у дел остаются тысячи выпускников профтехучилищ, получивших в их стенах явно не востребованные профессии, а, скажем, из безработных дипломированных юристов можно вполне cформировать полномасштабную армейскую дивизию. И лишь 40 % молодых специалистов имеют возможность трудоустройства по имеющимся направлениям.Что же все-таки произошло, чему обязаны мы сегодняшней нехваткой рабочих наиболее массовых и востребованных профессий?

Для ответа давайте вспомним время, когда в ПТУ вдруг почувствовали, что хронические недоборы учащихся являют угрозу самому существованию системы профтехобразования.- Когда базовые предприятия отказались от своих ПТУ, — говорит министр образования края Алексей Шаболдас, — перед директорами училищ встал вопрос о том, где взять контингент учащихся и они пошли по самому легкому пути. Училища, которые готовили слесарей, стали параллельно готовить портных. Сельские ПТУ, которые готовили механизаторов, стали готовить поваров и парикмахеров, строительные ПТУ стали выпускать не каменщиков и плотников, а бухгалтеров и секретарей-референтов.

Одновременно с этим как-то беззвучно рухнула и государственная система переподготовки и повышения квалификации кадров, и прежде всего рабочих. В среднем, оказывается, рабочий имел раньше (а сейчас и того не имеет!) возможность побывать на курсах повышения квалификации не более одного раза за двадцать лет, т.е. практически раз за вcю cвою производственную жизнь.Устранять перекосы прошлого — дело нелегкое и неблагодарное. Да и трудно возвратить систему профтехобразования "на круги cвоя", однако делать это приходится. Приходится готовить слесарей, каменщиков и электросварщиков за государственный счет, а вот парикмахеров и секретарей-референтов — только на хозрасчетной основе, за счет родителей учащихся, что, надо сказать, очень многим людям не нравится. Но это в крае уже делается, хотя каждому ясно, что до конкретного результата от этой скромной "экономической реформы" местного значения очень и очень далеко.

Вот по этим и целому ряду других причин правительство края и разработало Концепцию кадровой политики Ставрополья на 2002-2005 годы. А основная цель этого документа, пожалуй, восстановить уважение к людям труда, бережное к ним отношение, в полной мере пополнять хозяйства и промышленные предприятия квалифицированными кадрами.

- Процесс адаптации людей в резко изменившихся условиях бытия проходит медленно и болезненно. Можно провозгласить демократию, гражданское же общество должно сформироваться само. Отлученные от государства, как некогда от церкви, многие наши земляки оказались не готовы к восприятию "гражданской религии" совершенно другого общества, построенного на иных началах, — говорит губернатор Александр Черногоров, — отсюда — иждивенческие настроения, пассивность в организации собственного жизненного уклада.

Разумеется, заметили все это вовсе не сейчас, а гораздо раньше. Потому и начали восстанавливать в сельских школах производственные ученические бригады — эти своеобразные питомники руководящих и рабочих кадров для нужд агропромышленного комплекса. Потому и восстанавливают студенческие строительные отряды — чтобы не было среди будущих специалистов белоручек, презирающих "черную работу".

Потому проводятся регулярные ярмарки вакансий, восстанавливается система профессиональной ориентации школьников.Принятая Концепция предусматривает создание пилотной системы консалтинговых услуг для работодателей, направленной на стимулирование ими повышения профессиональной квалификации персонала. Намечено создание территориально-консультативной службы для руководителей и специалистов агропромышленного комплекса по вопросам профессионального развития персонала. Планируется проведение целого ряда комплексных социологических исследований, создание краевого банка данных на специалистов самых разных профессий и т.д.- Общество должно быть надежно защищено от непрофессионализма, — убежден Александр Черногоров.. Таковы задачи кадровой политики Ставропольского края.

Юрий Христинин, "Северный Кавказ".