Логотип "Единой России" глазами профессионала

В студенческие годы я увлекался дизайном, или, как тогда говорили, технической эстетикой, художественным конструированием. Был в СССР журнал «Техническая эстетика», который издавался НИИ технической эстетики – НИИТЭ. Советская школа дизайна была общепризнанно одной из лучших в мире – например, в 1967 году, к 50-летию Октября, НИИТЭ разработал на базе «Волги – М21» автомобиль-такси – «Газель», которую начали выпускать через четверть века, это просто его увеличенный вариант.
Одним из направлений технической эстетики было создание логотипов – логотипы советских предприятий постоянно занимали первые места на специализированных выставках. Дело это мне нравилось, и я сам пытался разрабатывать логотипы.
Студенческое увлечение пригодилось потом, когда в годы «перестройки» мое предприятие было уничтожено «демократами» и я брался за любую работу – в том числе и за разработку логотипов для растущих, как грибы, фирм и фирмочек.
Разработка логотипа – дело серьезное и ответственное. Здесь надо изучить и дело, которым фирма занимается, и ее историю, и основную концепцию ее развития, и исследовать название – словом, перелопатить гору данных, чтобы в краткой и запоминающейся пиктографической форме выразить основную идею фирмы.
И сдавать логотип заказчику положено не просто так – понравилось или не понравилось – а обязательно в сопровождении «легенды», т.е. описания логотипа, со ссылками на историю, значения слов, на геральдику и символику. В уважающих себя фирмах легенда распечатывается в художественном виде и вывешивается в рамочке на стене – чтобы посетители знали, с кем имеют дело. И понятно, что разработка легенды – работа оплачиваемая зачастую выше, чем просто разработка логотипа.
И вот, посмотрел я профессиональным взглядом на логотип «Единой России» – и ахнул! Ну, надо же, какой смелости и какого сарказма был разработчик, что умудрился поставить на лоб всей этой грызловской компании такую печать – а они проглотили и не заметили!
Поскольку, как я понимаю, разработчик сдавал логотип без легенды, я постараюсь выполнить за него эту часть работы – безвозмездно, на общественных началах. Итак:

«В основу логотипа пропутинской партии положен круг – как фигура, не имеющая острых углов и наиболее приятная для глаза вышестоящего начальства. Круг разделен тремя горизонтальными линиями на три равных части, которые залиты белым, синим и красным цветом, в соответствии с цветами флага, который использовался союзником Гитлера, предателем Власовым. Чтобы подчеркнуть, что это именно власовский флаг, а не какой иной, в верхней части логотипа размещен контур России в тех границах, которые определяли для нее Гитлер и Власов – без Прибалтики, Украины, Кавказа и иных территорий. Контур России окрашен в характерный желто-коричневый цвет.
Ниже помещено название фирмы «Единая Россия», буквы залиты белым цветом, но это вовсе не означает, что это та самая, «единая и неделимая Россия», за которую сражалась белая армия – это лишь остаток той России.
В нижней части логотипа, изображено стопоходящее животное медведь, уходящее в направлении слева направо, т.е. с запада на восток, что символизирует уход России из Европы.
В соответствии с русским фольклором медведь символизирует собой грубую разрушительную силу («Теремок»), злобную мстительность («Липовая нога», «Три медведя»), жадность и тупость («Вершки и корешки», «Маша и медведь»). Кроме этого, в русских идиомах медведь символизирует дикость и глушь («медвежий угол»), а также трусость («медвежья болезнь»).
Именно последняя идиома – «медвежья болезнь» – когда испугавшийся даже слабого противника медведь начинает заливать все вокруг поносом, и определила цвет заливки контура России в логотипе.
Кроме того, фигура медведя в логотипе ясно выражает, как именно собирается руководить Россией пропутинская партия – из русской литературы хорошо известно, как ведет себя медведь, дорвавшийся до власти, попавший на воеводство».

Вот такую легенду – истолкование логотипа надо было бы повесть в каждом офисе Единой России". Но вообще – просто удивительно, как они могли принять себе на лоб такое клеймо. Впрочем, чего ждать от «политиков» с медвежьими замашками: грубая полицейская сила всегда оставалась в дураках и получала вершки вместо корешков и корешки вместо вершков.

Александр Трубицын, инженер

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *