Чем хуже дорога, тем больше пыли в глаза

За предвыборными баталиями нынешнего лета, борьбой компроматов и предвыборных технологий экономические проблемы Мурманской области, ее городов и поселков как-то незаметно отошли на второй план. Меж тем последний летний месяц выявил несколько наиболее проблемных зон и нерешенных конфликтов, с которыми придется столкнуться предстоящей осенью и областному правительству, и губернатору.
К числу наиболее сложных можно отнести нехватку денег в областном бюджете и возможность секвестра, глобальную проблему долгов энергетикам и, как следствие, нарушение всех сроков подготовки к зиме. Кроме этого, не стоит забывать и о требовании, которое предъявляет Мурманской области Министерство финансов РФ, — вернуть взятые ранее бюджетные ссуды.
Все эти проблемы (если откладывать их решение в долгий ящик) могут привести к тому, что уже в сентябре исполнительной власти нашего региона придется выбирать, на что потратить скудные бюджетные доходы: или вовремя платить зарплату работникам бюджетной сферы, или все-таки готовить область к зиме, чтобы не сорвать начало отопительного сезона.

ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ

"Курьер" уже рассказывал о том, что меньше двух месяцев назад на заседании правительства Мурманской области глава областного департамента финансов Сергей Никитаев заявил о необходимости проведения секвестра областного бюджета. Не секрет, что бюджет нашей области все больше напоминает бразильский сериал: посмотрел и заплакал... Дело в том, что область еле-еле выполняет план по собственным доходам. Налоговые платежи крупных финансово-промышленных групп (предприятия которых расположены на территории нашей области) с начала нынешнего года не растут, налог на прибыль падает, а рост доходов обеспечивается только населением.
Эти выводы подтверждает "Доклад о социально-экономическом положении Мурманской области в первом полугодии 2003 года". В документе, в частности, сказано, что рост налоговых платежей на территории области обеспечен, главным образом, за счет налога на доходы физических лиц (31,1 процента). А вот налог на прибыль (его как раз и должны платить финансово-промышленные группы) снизился на 22 процента, налог с продаж упал на 16,3 процента, сбор налога на пользователей автодорог сократился в 2,5 раза.
Естественно, что при такой структуре платежей основное бремя налоговой нагрузки ложится на плечи населения Мурманской области. В настоящее время доходы нашего бюджета на 51 процент сформированы налогом на доходы физических лиц.
При этом убытки нерентабельных предприятий увеличились в 2,6 раза. И сейчас в Мурманской области почти половина предприятий (47,3 процента) работает в убыток. О чем говорят эти цифры? Раз эти предприятия еще живы и функционируют, значит, либо они сознательно скрывают или занижают прибыль, либо все они находятся в состоянии банкротства. Наиболее крупные убытки, согласно данным статистики, терпят так называемые рыбные генералы и их фирмы. Например, убытки рыбной отрасли региона в первом полугодии нынешнего года достигли 1,13 миллиарда рублей (убытки прошлого года — 61,8 миллиона рублей). При этом ни одного банкротства среди рыбодобывающих компаний в Мурманской области зарегистрировано не было. Наоборот, то и дело слышны бравурные заявления о том, что рыболовецкие колхозы строят новые суда, а средняя зарплата у некоторых рыбаков перевалила за 20 тысяч рублей.
Показательна в этом отношении и ситуация в строительной отрасли региона. Буквально все средства массовой информации Мурманской области заявили о начале строительного бума в Мурманске, рассказали, сколько строится торговых центров и других объектов. Можно было бы предположить, что дела у строительных организаций и фирм в нынешнем году пошли в гору. Однако данные налоговых органов свидетельствуют об обратных процессах. В первом полугодии нынешнего года убытки мурманских строителей уже превысили 52 миллиона рублей. Хотя в прошлом году (в отсутствие строительного бума) прибыль строительных организаций составила 1,8 миллиона рублей.
Таким образом, основная проблема и налоговых органов, и исполнительной власти нашего региона кроется в том, что в силу нынешнего законодательства они не могут заставить предприятия полностью легализовать собственную прибыль, а значит, ожидать в ближайшее время роста налоговых доходов также не приходится. Чтобы свести концы с концами, области придется либо занимать деньги у федерального центра, либо сокращать собственные расходы посредством введения секвестра. Однако вряд ли губернатор Мурманской области в свой предвыборный год, а также депутаты областной Думы (они должны подтвердить законность введения секвестра) готовы пойти на сокращение расходов, на котором настаивают финансисты. Очевидно, что уже в сентябре эта проблема потребует скорейшего и адекватного решения.

ПРОБЛЕМА ВТОРАЯ

Бюджетные проблемы Мурманской области напрямую связаны с энергетическими. По самым скромным подсчетам, бюджетные предприятия, организации жилищно-коммунального комплекса и городские электрические сети муниципальных образований должны ОАО "Колэнерго" порядка 800 миллионов рублей. При этом ежегодно губернатор Мурманской области и представители РАО "ЕЭС" подписывают договоры о погашении накопившейся задолженности. Однако, подписывая данный договор, стороны понимают, что, скорее, он является пактом о ненападении, нежели юридическим документом. В этом году губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, несмотря на имеющийся "пакт о ненападении", на одном из заседаний правительстварешил разыграть энергетическую карту. Он заявил о том, что ему не нравится позиция мурманских энергетиков по выколачиванию долгов с населения, и сообщил, что он не допустит роста тарифов на электроэнергию. Заявления губернатора понятны, за год до выборов выгодно отстаивать интересы населения. Однако не стоит забывать и о проблемах экономической безопасности региона. Очевидно, если энергетики не получат свои долги, а речь идет о сумме, которая составляет примерно четвертую часть всего областного бюджета, они не смогут начать отопительный сезон в Мурманской области. Таким образом, пик этого конфликта также придется на начало сентября. Кстати, практика отключений электроэнергии, которую с июля начали активно применять в городах и поселках области, наглядно демонстрирует, насколько решительными могут быть их действия.
Следует отметить, что конфликт энергетиков и областной власти усилился после того, как Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) поддержала решение мурманских энергетиков о повышении тарифов для населения и предприятий. Исполнительная власть региона уже заявила о том, что готова оспаривать решение ФЭК в суде. Судебные споры могут несколько оттянуть введение в действие новых тарифов на электроэнергию, однако вряд ли погасят конфликт. Основные надежды в решении этой проблемы губернаторская команда возлагает на федеральный центр, который обещал помочь деньгами наиболее отсталым регионам страны. Кроме того, у Мурманской области еще остается шанс получить 200 миллионов из Госстроя РФ, целевым образом направленные на подготовку региона к зиме. Однако пока Правительство РФ обещает помочь деньгами регионам, где сложилась непростая финансовая ситуация, Министерство финансов предпринимает усилия в обратном направлении. Чиновники Минфина настроены решительно и требуют у регионов-должников к сентябрю возвратить полученные ранее бюджетные ссуды.

ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЯ

Практически все регионы недовольны бюджетной политикой федерального центра. Мурманская область не является исключением. Тем не менее в Министерстве финансов считают, что проводимая ими политика выгодна субъектам Федерации. Например, в нынешнем году, по данным Минфина, соотношение доходов федерального центра и регионов (до выплаты помощи регионам) выражалось как 60 к 40. А в будущем году оно изменится в пользу регионов и станет 56 к 44. Однако аргументы Минфина не имеют на региональных финансистов никакого воздействия. Во всяком случае, в мурманском областном департаменте финансов считают, что регионы вскоре будут все как один кричать: "Караул, грабят!".
Для Мурманской области панические настроения особенно характерны: вместо запрошенных 920 миллионов рублей наша область получила из федерального центра только половину суммы. Дело усугубляется еще и тем, что буквально месяц назад в самом Министерстве финансов произошли кадровые перестановки. С поста заместителя министра финансов была переведена на другую работу Надежда Максимова, которая с пониманием относилась и к финансовым проблемам Мурманской области, и главе областного департамента финансов Сергею Никитаеву. Сменщик госпожи Максимовой Антон Силуанов еще глубоко не вник в проблемы регионов, но уже готов потребовать от субъектов РФ возврата накопленных за последние два года бюджетных ссуд. За это время Мурманская область взяла в долг у Минфина порядка миллиарда рублей. Срок возврата денег — 1 сентября 2003 года. Таким образом, если главе областного департамента финансов не удастся договориться с новым московским чиновником об отсрочке платежа, перед нашим регионом встанет еще одна проблема — где найти деньги для расчетов с федеральным центром.

* * *

Таким образом, все три финансовые проблемы Мурманской области вскоре сойдутся в одной временной точке. Именно в начале сентябре в области должны быть завершены подготовительные работы к очередной зиме, а вышедшим из отпуска учителям и другим работникам бюджетной сферы вновь придется платить заработную плату, которая к тому же должна быть повышена с 1 октября нынешнего года.
Пока в областном правительстве предпочитают не говорить вслух о том, какие проблемы ожидают регион и его жителей буквально через несколько недель. Губернатор находится в заслуженном отпуске, а все усилия представителей его команды, находящейся в отпускной эйфории, похоже, сосредоточены на наблюдении за предвыборной ситуацией в Мурманске. Однако беда в том, что в начале сентября говорить об этих проблемах будет поздно. Думать над их решением нужно сейчас, чтобы не замерзнуть в октябре, а в ноябре не остаться без зарплаты.

Екатерина ИВАНОВА
Норд-Вестъ курьер