Развод по-сургутски

Сотрудники городского загса уже перестали удивляться, встречая в коридоре сургутянина, который приходит в это учреждение с определённой периодичностью. Недавно он появился тут в очередной раз с заявлением о расторжении брака. Это уже его четвёртая попытка окончательно расстаться с супругой, три предыдущие заканчивались одинаково: через какое-то время разведённые мужчина и женщина вновь приходили в загс, чтобы оформить семейный союз. Закончится ли и этот бракоразводный процесс ещё одним соединением совместных уз, остепенятся ли когда-нибудь взрослые люди, осознают ли, что со стороны их поступок выглядит, по меньшей мере, комично?
Разводятся в Сургуте часто. Статистика свидетельствует, что количество разводов вплотную приблизилось к количеству заключённых браков. И эта ситуация возникла не вчера — она наблюдается на протяжении нескольких последних лет. В прошлом году, например, разница между двумя показателями составила всего девяносто. Надо заметить, что число вступающих в законный брак и число расторгающих его приблизилось к трём тысячам пар.
У сотрудников загса, работающих в нём по два десятка лет, свой взгляд на эту проблему. Они считают, что люди не стали разводиться чаще, чем когда-либо. В связи с тем, что сейчас происходит обмен паспортов, многие спохватились, достали с дальних полок решения суда о расторжении брака, которые лежали там не по одному году, а ныне потребовалось привести все документы в порядок — отсюда и возникли эти цифры. Так будет и в наступившем году, пока не закончится процедура с обменом паспортов. А затем всё войдёт в привычную колею.
Статистика, которую ведут в этом учреждении, говорит о том, что разрывают семейные отношения люди всех возрастов, молодые и пожилые пары, те, у кого есть несколько детей, и те, у кого их нет. Некоторые заключают фиктивный брак и также фиктивно его расторгают, это чаще всего касается иностранных граждан, которые любыми путями стараются закрепиться в Сургуте, оформить семейные отношения, чтобы потом зарегистрироваться по месту жительства, найти работу. Сейчас появились новые правила, и эта лазейка будет закрыта. Правда, изобретательный народ снова придумает какой-нибудь вариант.

По словам главного специалиста загса Н.Горбатенко, нередко инициаторами развода становятся женщины. Причём не боятся расторгнуть брак далеко не молодые дамы, те, кому исполнилось шестьдесят и больше лет. Всю жизнь они мирились с пьянством супруга, боялись остаться с детьми без материальной поддержки второй половинки. Теперь дети выросли, завели свои семьи, и многолетнему терпению пожилой женщины наступил конец — она решает поставить точку в семейных отношениях. Кто осмелится осудить её за этот поступок? Молодые женщины действуют более решительно. К жизни в рыночных отношениях многие из них приспосабливаются лучше, чем сильная половина человечества. У некоторых успешно складывается карьера, они могут без мужской материальной поддержки содержать ребёнка, обеспечивать себя и смело идут на расторжение брака, по их мнению, с супругом-неудачником. Кстати, замечено, что успешные в профессиональном плане молодые женщины стали чаще заводить детей, не боясь статуса матерей-одиночек. Они могут дать своим чадам практически все материальные блага. Такие бизнес-леди убеждены, что выживать в одиночку гораздо легче.
В загсе обычно разводятся бездетные пары. Через месяц после подачи заявления они становятся свободными людьми. Объяснений от них здесь не требуют, не уговаривают ещё раз хорошенько подумать и взвесить своё решение. Считается, что оно должно быть ответственным, хотя нередко замечается и легкомысленный подход. Главный специалист Н.Поликаева говорит, что часто звонят в загс сразу после праздников, спрашивают, как развестись в срочном порядке. Специалисты этого учреждения расценивают эти звонки следующим образом: муж принял больше чем обычно горячительного, а жена пригрозила ему разводом. Или муж (жена) флиртовал с кем-то в праздничной компании. Если бы все, кто на самом деле подаёт заявления о расторжении брака, доводили дело до логического конца, то количество разведённых супружеских пар было бы гораздо больше. Но многие это делают для устрашения, другие в последний момент одумываются, останавливаются.
Наталья Алексеевна добавляет, что ведут себя посетители по-разному: одни настроены враждебно, сидят в ожидании приёма врозь, не смотрят друг на друга, другие, чувствуется, переживают, нервничают, одна сторона хотела бы сохранить отношения, а вторая противится. Довольно тягостная эта процедура и для сотрудников загса. Они рассказывают, что настроение и у них довольно мрачное, даже после рабочего дня ощущается тяжесть на душе. Другое дело — участвовать в процедуре регистрации брака — счастья, которое переполняет молодожёнов, хватает всем окружающим, достаётся оно и тем, кто проводит эту официальную церемонию. По этой и по другим причинам сотрудники меняют участок работы каждые три месяца.
На заре новых экономических отношений, когда некоторые мужчины сумели сколотить неплохой капитал, инициаторами разводов нередко выступали они. Чем толще становился кошелек, тем им острее хотелось видеть рядом более достойную пару — молодую, длинноногую, красивую. И мужчины бросали семьи, женились на девушках, по возрасту годящихся им в дочери. Ныне, как подмечают сотрудники, эта мода прошла, молодые пассии не вызывают столь бурного восторга седеющих поклонников, более того, некоторые возвращаются в старые семьи, если их там, конечно, принимают, прощают измену. Видимо, чувствуют себя в них мужчины более уверенно, находят у старых жён понимание, сочувствие, поддержку: ведь порой вместе они прошли дорогу не в один десяток лет, вдвоём перенесли тяготы, лишения, которые объединяют, пережили радость рождения детей. А это не перечеркнёшь росчерком пера, не выбросишь из сердца.

Как считает Н.Горбатенко, сейчас наступил тот период, когда молодые вступают в брак не потому, что наступил возраст и пора заводить семью. Многие это делают осознанно, они стараются именно построить семью, подходят к этому со всей ответственностью. Делает такой вывод Наталья Владимировна, не только опираясь на опыт своей работы, но и присматриваясь к сыну, его друзьям, которые уже заключили брачный союз. Многие молодые семьи, говорит она, полагаются ныне на себя, хотя и не отказываются от помощи родителей. Некоторые мамы не торопятся выходить на работу, перекладывая тем самым воспитание ребёнка на бабушку, няню — они хотят постоянно находиться рядом с малышом, видеть его ежесекундно. Эти отношения становятся более трепетными. Да и материальное обеспечение семьи у многих достаточно крепкое, чтобы позволить не работать женщине. А раньше при разводе молодые мамы нередко с лёгкостью оставляли детей на воспитание мужу, свекрови, становясь вновь свободными, раскрепощёнными, готовыми к новым приключениям.

Культ семьи, по мнению Н.Горбатенко, начинает крепнуть, ценности меняются, и это отрадное явление. Так выглядит ситуация не только в отдельно взятом городе, но и повсюду, зарубежье тоже не исключение. А ещё сотрудники загса поделились данными почти вековой давности. В первый год советской власти в Сургуте не было зарегистрировано ни одного развода. Несколькими годами позже только две пары решили расторгнуть брак. А ещё недавно в загсе выстраивались огромные очереди, чтобы оформить эту процедуру. Сейчас, правда, обстановка разрядилась, многие привели в порядок документы, волна обращений схлынула. Означает ли это, что сургутяне станут реже обращаться с такой проблемой в это учреждение? Как говорится, поживём — увидим...
Зоя Сенькина, "Новости Югры"

Обсудить