Сюжет истории. История Сюжета.

Вспоминая сегодня события прошлого, мы представляем не только войны и революции, но и тихие радости семейного счастья, и мелкие бытовые драмы. Все это в разные годы вдохновляло разных художников, которые своими полотнами создали живописную летопись нашей жизни. Вот почему такой интерес представляет открывшаяся в художественном музее имени В. И. Сурикова выставка "Сюжетная картина в ХХ веке. Жанр и история".

Как заметил директор музея Александр Ефимовский, выставка эта, составленная из фондов музея, продолжает серию выставок, посвященных развитию жанрового портрета и натюрморта в ХХ веке. "Экспозиция позволяет окинуть взглядом весь прошлый век, — сказал Александр Федорович. — Здесь представлены разные художники, разные стили и направления. И сегодня, в преддверии 155-летнего юбилея Сурикова, глядя на выставленные здесь работы, можно поразмышлять о том, как художники продолжали в своем творчестве суриковские традиции".

На выставке представлены не только картины красноярцев, но и произведения таких корифеев соцреализма, как А. Бубнов, С. Герасимов, Е. Моисеенко, Д. Налбандян. Больших, монументальных полотен немного. Особенно впечатляют картины Налбандяна "Горький в гостях у Толстого" (мастер, видно, умел не только Брежнева как живого изображать!), А. Покровского "Лицеисты" (хорош юный Пушкин в кругу друзей), портрет Сурикова работы В. Щербакова и сумрачный холст В. Иванова "Семья Ульяновых после казни Александра". Исторический жанр, пожалуй, наиболее ярко представлен картиной А. Знака "Конец колчаковщины". О зверски убитом чилийском поэте напоминает картина А. Гребенщикова "Песня Виктора Хара". Подкупают изысканным колоритом и тонким лиризмом выполненные в духе "фотореализма" исторические холсты А. Клюева.

Весьма любопытна и выразительна большая картина В. Капелько "Обь-Енисейский канал строят. Николаевский шлюз", сочетающая лубочную наивность и обстоятельность с острым юмором и даже фривольностью изображенных сцен. Полна ностальгии картина В. Тюленева "Забытые интерьеры", где перед мысленным взором старой женщины как бы оживают в туманной дымке ее прошлое, муж-солдат, погибший на фронте...

Работ интересных немало. И все же приходится согласиться с выступившим на открытии этой выставки ректором художественного института Александром Покровским, что сегодня, к сожалению, нет художников, которых можно было бы поставить рядом с Суриковым по силе монументально-исторической живописи. Мало кто в наше время готов, подобно Александру Иванову (автору "Явления Христа народу"), потратить двадцать лет жизни на создание одной картины. Нынче художники предпочитают писать этюды, а не картины.

Иван Беляков

Обсудить