Рафинадный jazz: Свободу свингу!

По таким лозунгом в Перми прошел VI Международный джазовый фестиваль
Сейчас можно отметить, что Кармен Ланди выступила с умеренным успехом. Каких–то неповторимых тембральных дарований, о которых известил арт–директор фестиваля Даниил Крамер, у мадам Ланди не обнаружилось. Но своим не слишком сильным голосом и скромными способностями к интонированию певица владеет профессионально. Как опытный бодибилдер умеет поиграть каждой жилочкой, то напрягая ее стальной струной, то красиво расслабляя, так и Ланди с полной отдачей форсировала свои forte или шептала едва слышные pianissimo — а чарующему угасанию звука зал внимал в чуткой тишине.

У нее дикция и прононс, как у оксфордского словесника — в отличие от большинства американцев, у которых на зубах будто полкило чуингама навязло. Ланди очень важно, чтобы слушатель понял, что она поет (посему фонетической анархией скэта она предпочитает пренебрегать). Певица интеллектуально дисциплинированна и математично точна: определяя, какие стили и джаз–персоны оказали на нее влияние, временные рамки указала с предельной четкостью: 1953 — 1971 гг., Джон Колтрейн и Майлз Дэвис, позднее — Бетти Картер и Ширли Хорн. И, конечно, Билли Холидей, yeah!

Все–таки университетское образование и в Америке кое–что значит. Да и карьера джазовой певицы шла по ступенькам, способствующим формированию наилучшего вкуса: выступления в клубах, затем сотрудничество с симфоническими оркестрами, участие в бродвейских шоу. В итоге интеллигентность теперь доминирует у нее над «духом свободы», музыкальное выражение которого сама Кармен Ланди считает основой джаза. Подолом своего шикарного платья певица умеет взмахнуть с изяществом герцогини... Словом, она остается клубной певицей для избранных эстетов, и можно предположить, что на столики в таких клубах выставляют исключительно диетическую колу и чипсы из трансгенного пюре.

Манеры и темперамент афроамериканки ну никак не стыкуются с кургузым пиджачком и беретиком с претензией на мефистофельность — у Ваагна Айрапетяна, или с рубашкой неопределенного цвета и повадками Денни де Вито — у Сергея Манукяна. Может быть, профессиональные музыковеды сочтут, что вокальные данные этих двух джазовых армянских мужиков не идут ни в какое сравнение с отшлифованным голосом Ланди, но фестивальная публика имеет право на противоположное мнение. Хотя бы потому, что «дух свободы» присущ Айрапетяну и Манукяну в несравнимо большей степени, чем чистокровной джаз–негритянке. В клубах, где Ваагн и Сергей могли бы выступать, столики обязательно окажутся залиты пивом и засыпаны если и не чешуей астраханской воблы, то крошками плебейских биг маков.

Ближе к финалу фестиваля Крамер вышел к микрофону и сообщил, что сейчас нас ждет более современный (в устах пианиста это прозвучало синонимом «авангардный») урбанистический джаз.

Это Манукян–то с Айрапетяном урбанистичны?! Скорее под такое определение подпадают предшествовавшие исполнители — или сам Крамер.

Должно быть, диксиленд в наименьшей степени подвержен рафинированию. Несмотря на почтенный 30–летний возраст коллектива, степенную корпулентность и благородную седоватость его музыкантов, челябинцы оттянулись на полную катушку. Игорь Бурко вел сам с собой мелодический диалог, попеременке дуя в две трубы — с сурдиной и без, а потом издавал совершенно амфибические клохтанья, солируя просто на мундштуке. Барабанщик Борис Савин армстронговской надсадной хрипотцой заводил полукичманское «Прости-прощай, Одесса–мама». Жаль, что пермяки — квинтет Владимира Венцлавовича — не позволили себе подобных, для джаза вполне традиционных, вольностей.

Исполнение Крамера, при всей его блистательной виртуозности, какое–то слишком однонаправленное, он будто не позволяет себе сделать шаг в сторону, не говоря уж о том, чтобы попетлять по обочине.

Квартет Александра Осейчука, напротив, умеет оторвать взгляд от дорожной разметки, полюбоваться окружающими ландшафтами — их музыкальные путешествия более пространственно ориентированы, в отличие от линейности Крамера.

Купите на "Озоне"
  • Антология джаза. Джаз-оркестр Эдди Рознера. Мандолина, гитара и бас
  • Беззаботный ДЖАЗ 20-х. Бикс Байдербек и другие
  • Джаз в летний день
  • Джаз вдвоем, или Джазовые дуэты (аудиокассета)
Дебит–кредит: атмосфера первого дня фестиваля оказалась отмечена излишней чинностью и рафинированностью, которые, мягко говоря, не слишком близки природе джаза. Наш репортер с ужасом наблюдал, как где–то с середины выступления Кармен Ланди публика принялась пачками покидать зал. Репортер успокаивал себя: мол, уходят люди случайные, поспешающие к Хрюше и Степаше в телевизоре, а настоящие фанаты вон как адекватно посвистывают, помяргивают и сидя подтанцовывают — в общем, ведут себя, как на джазовом, а не на симфоническом концерте.

Дезертиры были замечены и на второй день фестиваля, хоть и в меньшем числе. Даже пресловутые случайные люди не могли не проникнуться наступившим таки джазовым раздольем, оценить, как Айрапетян обибопил классический фокстрот «Tea for two», как Манукян, не заботясь о возможных недостатках своих вокальных данных, исторгал инопланетные рулады, а Сергей Васильев и Николай Варданян учинили нечто вроде мелодического фехтования на контрабасах. Опять–таки жаль, что потусоваться в джеме не вышли пермяки...

Павел КОПЕЙЩИКОВ, "Новый компаньон"