Привидение старой крепости говорит по-немецки

В последнее время в области стали серьезно поговаривать о развитии фортификационного туризма
Уже три года существует негосударственный музей фортификации и техники, правда, пока только на бумаге. Весной этого года ему были переданы форт №5 в районе Советского проспекта и форт Грольмана на Литовском валу. А еще в Калининграде есть форт №1 (бывший форт Штайн), расположенный недалеко от поселка Новое Исаково. И он обитаем.

10 лет адской работы
Здесь живет семья Лаурошонис, которая потихоньку восстанавливает исторический объект, мечтая сделать из него настоящий музей.

- В этом году будет 10 лет, как мы живем в форте, — рассказывает мама всего семейства Светлана. — Когда селились, думали, что на пару месяцев. Но нет ничего более постоянного, чем временное.

Лаурошонисы перебрались в Штайн, когда их бизнес рухнул. Чтобы отдать долги, пришлось продать собственную квартиру.

Долгое время форт №1 был овощехранилищем. Потом торговые фирмы выехали, оставив после себя грязь и мусор. Стас, глава семейства, вместе с женой и четырьмя детьми принялся наводить в Штайне порядок. Расчистили плац во внутреннем дворе форта, разобрали заложенные кирпичом входы, освободили винтовые лестницы, счистили карбид со стен. Труд адский. Все, что находят, бережно хранят. Уже есть свой маленький музей: посуда, бутылочки из-под пива и уксуса, остатки изразцовой плитки и, конечно же, все, что связано с жизнью военной — пулеметы, гильзы, стволы орудий.

- Вот это дуло мне на день рождения подарили, — смеется Светлана, показывая на огромную железяку на полу. — Была у меня любимая рюмка для шнапса, сделанная из гильзы, но кто-то из гостей прихватил.

Дух майора Файгеля

Гости в форту Штайн бывают нечасто. Стас, который часами может рассказывать о форте, водит их по огромным галереям. Деньги за экскурсии Лаурошонисы никогда не берут. Как-то приехал немец, увидел тяжелую задвижку от железных ворот и слезу пустил: "Я ее стук с детства помню". Пришлось подарить.

В прошлом году одна компания праздновала в Штайне свой день рождения. Человек 200 набралось. Пожалуй, это была самая большая "экскурсия" в Штайне за все послевоенные годы.

Местные жители форт обходят стороной, они считают, что живут в нем бомжи и злые собаки. "Мы эти слухи не развеиваем, — говорит Света. — Иначе все бы здесь растащили".

- Светлана, неужели фортом никто так и не заинтересовался?
- Еще как интересуются. Приехал сюда как-то восточный мужчина бандитского вида. Обошел форт по-хозяйски, а потом и заявляет: "Мне он подходит. Сделаю бар, сауну, а во рву гандол пущу". Так и сказал — "гандол". Таких интересующихся много.
- А с властями как отношения складываются?
- Сейчас никак, слава Богу, а года два назад настоящая война была. Нас пытались выселить, заставляли за аренду платить. А то, что мы здесь порядок наводим, никто в расчет не берет.
- Почему вы не уезжаете?
- Во-первых, некуда. Нам за это время предлагали две комнаты в общежитии, но там условия хуже, чем здесь. Хотя тут очень сыро и холодно. У моих дочерей и у меня из-за этого начались проблемы со здоровьем. Дети очень хотят переселиться. Как-то по телевидению о нас сюжет показали. Когда одноклассники дочерей узнали, где они живут, начали смеяться. Девчонки очень тяжело это пережили. Сейчас все вроде бы нормально, у нас друзья детей иногда гостят. Совсем уходить из форта мы тоже не хотим, иначе все, что мы создали в Штайне за 10 лет, пойдет прахом. Для Стаса форт — это все. Мы с удовольствием поселились бы где-то рядом. Мечтаем о небольшом участке земли в Малом Исаково, чтобы своими силами построить дом. Летом здесь я шлакоблоки делаю — все гаражи в округе из моего кирпича. Стас хороший столяр. Мы обращались с этим вопросом к городским властям, нам отказали.
- А приведения здесь водятся?
- Видеть — не видели, но слышали, — смеется в ответ хозяйка. — Иногда сидишь в кухне, а по коридору кто-то шагает тяжело и по-немецки разговаривает. Думаю, это дух майора Файгеля, последнего коменданта форта, никак не успокоится. Когда он в 1945 году капитулировать отказался, его свои же и расстреляли. Ну как бедолагу без присмотра оставишь?..

Елена ФЕДОТОВА,
"Страна Калининград"

Что говорят специалисты?
Авенир Овсянов, один из учредителей музея фортификации и техники, начальник отдела по поиску культурных ценностей НПЦ по охране памятников истории и культуры:
- Фортификационный туризм считается одним из самых популярных в Европе. Музеи в бывших оборонительных сооружениях есть во Франции (линия Мажино), в Польше (Бойен в районе Мазурских озер). Они давно работают и активно посещаемы туристами. У нас в Калининграде все только начинается. Для создания музея понадобится минимум 10-15 лет и колоссальные деньги. Необходимо не только собрать экспозицию, но и привести здания в порядок, в форт №5 сейчас просто опасно заходить. Мы подсчитали, что на экспозицию в форте Грольмана надо около 1 млн. рублей, еще 6 млн. рублей — на ремонт здания. Надеемся, их выделит федеральный, областной бюджеты в рамках празднования 750-летия Калининграда. Пока деньги поступают только от спонсоров.

"Страна Калининград"

Обсудить