Адыги обнаружены в Ираке

Председатель ассоциации "Родина" по связям с соотечественниками за рубежом Владимир НАКАЦЕВ по приглашению черкесских благотворительных обществ побывал с двухнедельным визитом в Сирии и Иордании:
"Цель поездки — согласование совместных планов по взаимодействию и углублению разносторонних связей черкесской диаспоры с этнической родиной, ознакомление с российскими нормативными документами, касающимися соотечественников за рубежом. В частности, с новым Законом о гражданстве, по которому для получения гражданства в РФ требуется пять лет постоянного проживания в России, знание русского языка и отказ от гражданства своей бывшей страны проживания. Это очень беспокоит диаспору, поскольку у них нет возможности изучать язык. Такие условия подходят для русских, проживающих в Прибалтике, но не для махаджиров, уехавших за границу во время Кавказской войны. Наши соотечественники возвращаются на этническую родину так же, как евреи, не знающие иврита, немцы, не знающие немецкого, но в Израиле и Германии это не является поводом для отказа в гражданстве.
В Сирии семь черкесских благотворительных обществ, главная задача которых — сохранение культуры, социально-экономическая и моральная поддержка адыгов. В Дамаске, Алеппо, Хомсе, Голанских высотах, сельских населенных пунктах насчитывается 65-70 тысяч адыгов. В основном это люди со средним достатком — преподаватели школ и вузов, представители бизнеса, госслужащие. Ежемесячный доход одного работающего составляет 250-300 долларов. Но здесь есть возможность работать в двух-трех местах, поскольку трудовой день на одном месте продолжается 4-5 часов.
Отношение к адыгам уважительное. Им выделяется место в парламенте, заместитель начальника генштаба армии и командующий военной полицией — представители диаспоры. К сожалению, адыгских школ нет, поэтому язык знает только старшее поколение. В феврале этого года в Дамаске открылся первый адыгский детский сад. Миллион долларов на его организацию пожертвовал наш соотечественник из Германии доктор Ихсан Салех.
Большинство адыгских женщин в Сирии не работает, только небольшая часть находится на госслужбе, в основном в банках. Адыги не очень подвержены религии, во всяком случае ортодоксального отношения к исламу не наблюдается. Но есть высокообразованные теологи. Один из них — известный в Сирии проповедник Джаудат Саид Мухамад (Цеев), консультирующий преподавателей ислама в школах Дамаска.
В Иордании 40 тысяч адыгов живут компактно в Аммане и его пригородах. Уровень жизни значительно выше, чем в Сирии — доход работающего — 800-1000 долларов в месяц, есть и миллионеры. У ЧБО Иордании свой спортивный клуб на 600 человек с бассейном и стадионом, конференц-залы для проведения заседаний, свадеб, развлекательный клуб для молодежи. В совете ЧБО бывшие военные, госслужащие, крупные землевладельцы. Отдельно заседают молодежная и женская структуры организации. Женщины занимаются бизнесом: готовят и продают адыгские блюда — жареное сушеное мясо, пасту, подливу, выпечку из слоеного теста. Деньги идут на проведение праздников, торжеств. Есть ансамбль национального танца, выступающий с концертами в соседних странах, адыгская общеобразовательная школа, детские сады.
За преданность королевской семье адыги пользуются авторитетом у властных структур и чувствуют себя уверенней, чем в других странах проживания.
Побывал в адыгской школе имени принца Хамзы, младшего брата короля Иордании Абдаллы. Директор школы — черкешенка Норма Батт. Учеников привозят из всех районов Аммана на 12 автобусах. Кроме обязательных дисциплин здесь преподают адыгскую кухню, культуру и язык. Правда, обучение языку проходит не без проблем — недостает методик, учебников. Руководство школы хочет установить связь с нальчикским лицеем №2 и обмениваться специалистами.
Встречи с соотечественниками проходили каждый вечер в полных залах. Главное, что интересовало: механизм возвращения; можно ли покупать землю, чтобы построить дом; есть ли у репатриантов налоговые льготы. Я призывал приехать на родину и сделать что-нибудь на ее благо — интеллектуальный вклад, инвестиции или голос на выборах. Один из наших богатых соотечественников из Кувейта готов вернуться в КБР и инвестировать в промышленность, но он не может отказаться от гражданства, поскольку его бизнес находится в Кувейте и Иордании. Ему нужно двойное гражданство и гарантии, что сможет приобрести землю в России.
Адыги прилагают большие усилия для самосохранения. Редко женятся на арабках, изредка бывают случаи, когда девушки выходят замуж за местных. У них нет нищих и домов престарелых. Нуждающимся семьям ЧБО оказывает помощь: выдает деньги на школьные принадлежности, одежду, предоставляет рабочие места, открывает счет в банке.
Одно из открытий поездки. Встретился с 35-летним адыгом из Ирака по имени Катау (Гатаов) Ахмед Хусей. До этого никаких сведений о проживании в Ираке этнических адыгов не было. В Киркуке, одном из богатых нефтью городов, по его словам, находится около 20 черкесских семей. Катау — владелец сельскохозяйственной фирмы. Приехал в Сирию со своим референтом для заключения договора о поставке продукции. Вернувшись в Нальчик, я пытался позвонить ему, но связи с Киркуком не было. Попробую найти его снова".
Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить