"Я к вам обращаюсь, живые..."

РУСАЛКА ИЗ СТРЕЛКОВОГО БАТАЛЬОНА

И солдат, и медицинский работник принимают присягу: солдат — служить Отечеству, медицинский работник — служить страждущим. Символично, не правда ли? Выполняя свой долг, и тот, и другой уже не принадлежат самому себе — они принадлежат тем, кого поклялись защищать и охранять.

Возможно, сейчас многим эти слова покажутся пафосной тирадой, а тогда, 60 лет назад, для фельдшера стрелкового отряда Евдокии Маховой, служившей на передовой, именно такой была суровая реальность.
В то время как ранним утром 22 июня немецкие войска вторглись на территорию Советского Союза, первокурсница Дуня спала, уронив голову на учебник по физике. Заступая вечером на дежурство в больнице, она мечтала только об одном — разделаться завтра с физикой. Новый день, принесший известие о войне, поставил все с ног на голову: все, что вчера казалось таким важным, в один миг потеряло всякий смысл. "Черт с ней, с физикой! Скорей бы на фронт!" - стучало в голове Дуни, когда она после провала на экзамене в мединституте бежала в Хабаровский военкомат.
За ее худенькими плечами уже была фельдшерская школа, работа медсестрой в больнице, и она была уверена, что нужна на фронте, как нигде. В военкомате, где уже было полным-полно таких же добровольцев, пыл девушки несколько утихомирили: "Идите домой. Когда понадобится, мы вас вызовем".
Однако вскоре ее и всех остальных студентов института отправили строить дорогу на границе под Биробиджаном. Через месяц, вернувшись в родной Хабаровск, она первым делом бросилась в военкомат. На этот раз удача ей улыбнулась — ее взяли в пограничные войска. Облачившись в тоненькую солдатскую шинель и огромные кирзовые сапоги, она заступила на службу.
Ожидая войны с Японией, хабаровские пограничные части готовили бойцов, в том числе и для Западного фронта. Попав в часть, многие сразу обращали внимание на стройную девушку фельдшера с глубокими, выразительными глазами и длинными льняными волосами. Но не успевали они проявить свои симпатии, как их забирали на Западный фронт. Она же прощалась с будущими победителями и сожалела о том, что сама не может уехать. А ей так хотелось туда, где идут настоящие бои!
Не раз потом на границе Евдокия встретит недавних хиляков, которые приходили к ней на прием, не столько надеясь на медицинскую помощь, сколько желая услышать так нужные подбадривающие слова. Только тогда это будут уже крепкие, здоровые ребята — истинные бойцы.
Война с Японией началась 9 августа 1945 года. Стрелковый батальон, в котором оказалась Евдокия, как-то сразу окрестили батальоном рыжих: и она, и начальник батальона, и замполит были светловолосыми. Своего фельдшера в батальоне любили: старались оберегать, дарили букеты черемухи, называли русалкой.
Во время войны Евдокия оказалась на передовой. "Идет наша часть по манчьжурским полям, — рассказывает теперешняя пенсионерка, и глаза ее загораются молодым огнем, — кругом кукуруза, большая, высокая. Слышно то там, то здесь стреляют снайперы. Страшно, конечно, но идти надо. Идем и приговариваем: "Пехота, пехота — идешь, идешь и идти охота". Кто-то падает, сраженный, хороним — закапываем в шар земной, как тогда говорили, ставим звездочку и идем дальше. А ведь к нему никогда никто не придет". Дальше Евдокия Ивановна продолжает стихами:
"Я к вам обращаюсь, живые,
В далеком и близком краю
Не рвите цветы полевые,
Где пали солдаты в бою".
Маленькая худенькая девушка шла вперед, не чувствуя тяжестей, которые были на ней: рюкзак с сухим пайком, консервами и сухарями, другой рюкзак с перевязочным материалом за спиной, санитарная сумка, две гранаты, пистолет, пистолет-пулемет Шпагина. Как бы еще раз подтверждая тот факт, что в бедах женщины выносливее мужчин, она старалась не только не замечать усталости, но и подбадривать солдат "Ну что, боец, держи нос против ветра, и все будет хорошо!"
Когда надо было, ползала в поисках раненых, перевязывала, выносила бойцов и их оружие, ручной пулемет. И откуда только силы брались?!
Не обходилось на фронте и без курьезных ситуаций. Долгое время Евдокия была под прицелом метких солдатских шуток после того, как ей пришлось спасать бойцов от обморожений, в том числе и самого дорогого для каждого мужчины органа.
В солнечный день окончания войны радости пограничников не было предела, и всем казалось, что вот оно — счастье.
Демобилизовалась Евдокия только в 1948 году. Вернувшись к гражданской жизни опытным фельдшером, она быстренько расправилась с хвостами, оставшимися с той, другой, довоенной жизни, и продолжила обучение в институте. Если сначала она хотела стать чумологом, то, побывав на войне, точно знала: ее предназначение — хирургия.
Окончив институт, Евдокия Ивановна 28 лет проработала хирургом в крупной хабаровской клинике. Была главным анестезиологом Хабаровского края. Если на войне надо было оказывать первую помощь, то теперь Евдокия Ивановна помогала людям справиться с последствиями военного времени. Приходилось производить ампутации, формировать культи для протезов, оперировать внутренние органы пострадавших на фронте и в лагерях.
Так получилось, что обе дочки переехали в Калинин. И, когда не стало мужа Евдокии Ивановны, в 1980 году они забрали ее к себе. Приехав в Тверь, она устроилась в стоматологическую поликлинику №1, организовала там анестезиологическую службу. Но все время Евдокия Ивановна продолжала скучать по Хабаровску, интересовалась, как продолжают ее дело ученики.
"Врач как будто с Богом, — рассуждает Евдокия Ивановна, — Бог лечит душу, а врач — тело". Став для сотен людей божественным провидением, Евдокия Ивановна своим примером вдохновила самых дорогих людей — дочерей и внучек — связать свою жизнь с медициной. Ее дочь Людмила Ратникова — заслуженный врач России, работает заместителем главного врача по лечебной части в детской больнице №1 города Твери. Три внучки тоже посвятили свою жизнь выполнению клятвы Гиппократа. Одна работает оперирующим глазным врачом, другая — педиатром, а третья в этом году оканчивает педиатрический факультет медакадемии.
Для Евдокии Ивановны существует два святых дня в году: 22 июня и 9 Мая, День Скорби и День Победы. В День Победы в доме огромное количество цветов и открыток, фронтовичка достает свои награды: 12 медалей и 2 ордена, выставляет фотографии всех погибших на войне родственников и готовит солдатский обед. Конечно, потом будут и салаты, и все остальное, но сначала щи, гречневая каша и обязательные 100 граммов водки, которые выпивают за тех, кто не вернулся с войны.

Елена Бурцева
"МК" в Твери"

Фото из архива Е.И. Маховой

Источник:
"Караван + Я"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить