Торговля тайной

Ученый-теплофизик Данилов обвиняется в государственной измене
Сотрудников ФСБ в силу специфики их профессии невозможно отнести к числу словоохотливых собеседников. Чаще всего журналисты не получают согласия на встречи, а тем более на беседы с сотрудниками спецслужб. Предлагаемое ниже интервью заместителя начальника следственного отдела Красноярского регионального управления (РУ) ФСБ РФ Владислава Доброва является своеобразным исключением из правил.

- Владислав Юрьевич, прочитав недавно в еженедельнике "Аргументы и факты на Енисее" интервью с красноярским ученым-теплофизиком Валентином Даниловым, я пришел к выводу, что сотрудники вашего отдела, похоже, предпринимают попытки "подвести под статью" этого специалиста по космическим технологиям. Напомню, беседа с ним названа "Я не изменник!". Ваше ведомство стремится, как иногда говорят, "выполнить план" по поимке шпионов?

- Данилов предпринял очередную попытку обелить себя перед законом и перед земляками, чтобы предстать эдаким мучеником. Он даже о годах репрессий напомнил. Однако все изложенное им лишь в малой степени соответствует действительности и объективности.

- Какие конкретно обвинения предъявлены Валентину Данилову?

- Он обвиняется в двух совершенно реальных преступлениях, по каждому из которых расследовано по два эпизода. Во-первых, по статье 275 УК РФ -- это государственная измена в форме выдачи представителям иностранного государства сведений, составляющих государственную тайну. Второе обвинение -- извините, элементарное мошенничество в личных, корыстных целях, которое, по оценке следствия, надо ставить на первое место.

- Вы можете более подробно рассказать о сути предъявленных Данилову обвинений?

- Ему вменяется передача китайской стороне сведений о космических разработках, проводившихся коллективом лаборатории, которую Данилов возглавлял в Красноярском госуниверситете в середине 80-х и 90-х годов. Он постоянно подчеркивает, что это "не мои идеи и не мои разработки", что речь идет о результатах коллективного труда, что он принимал в этом лишь долевое участие. Почему обращаю на это ваше внимание — скажу чуть позже. Упомянутые исследования велись в лаборатории по двум направлениям, одно — чисто военное, второе — по так называемым технологиям двойного назначения. Когда к Данилову обратились коллеги из Китая, он передал им в обобщенном виде абсолютно все, чем занимались его сотрудники на протяжении последних 10 лет. Тем самым он недвусмысленно дал понять своим зарубежным партнерам, что они могут выбирать. Китайцы, разумеется, воспользовались такой любезностью и выбрали то, что их интересует. В результате чего и появился контракт.

- В некоторых средствах массовой информации сказано, что контракт был заключен "с одной из государственных фирм Китая". Так ли это?

- В том, что она государственная, нет сомнений. Это Всекитайская импортно-экспортная компания точного машиностроения, которая в основном выполняет заказы Народно-освободительной армии Китая. А это многое объясняет. Получив от Данилова полный перечень выполняемых работ, военные специалисты этой страны вряд ли стали бы выбирать из предложенного им сугубо мирные технологии и перечислять за них в Красноярск на основе заключенного позже контракта первый аванс в размере 36 тысяч долларов. Думаю, что они не из тех, кто сорит деньгами. Кстати, по оценке экспертов, Китай в настоящее время отстает от России в освоении космических разработок на десятки лет. К примеру, китайцы только готовятся к запуску человека на орбиту. А те спутники, которые они поднимают в космос, соответствуют нашим аппаратам конца 60-х — начала 70-х годов. Но у них огромное финансирование этой отрасли, и поэтому они готовы платить за все, что попадает в их руки. В данном же случае речь идет о специальной технологии, которая повышает жизнестойкость космических аппаратов, выводимых на орбиту. Если, как утверждает Данилов, он передал китайцам информацию "из открытых публикаций", то ведь они могли стать ее обладателями совершенно бесплатно. Забегая вперед, отмечу, что и по прошествии двух лет с момента заключения контракта китайская сторона никакого оборудования от Данилова так и не получила, однако и деньги свои обратно не требует, и претензий к университету не предъявляет.

- Иными словами, поступившие 36 тысяч долларов стали той безвозвратной суммой, которую следует воспринимать как вознаграждение за переданные секреты?

- Оставлю этот вывод без комментария. Обращаю ваше внимание: когда китайская сторона установила деловой контакт с Даниловым, он был сотрудником Красноярского госуниверситета. Однажды он поставил в известность руководство этого вуза о том, что специалисты КНР намерены наладить сотрудничество с ним по таким-то и таким-то тематикам. В ответ ему было категорически запрещено работать со специалистами из КНР, так как исследовательская деятельность Данилова в свое время была связана с совершенно секретными разработками. Заявив руководству КГУ, что оно "ничего не понимает в развитии международных научных связей", он вскоре увольняется, а затем устраивается на работу в Красноярский государственный технический университет (КГТУ), который никогда прежде такими разработками по космической тематике не занимался.

- Владислав Юрьевич, он перешел на работу в КГТУ один или с кем-то из своих прежних коллег по лаборатории?

- Один. Но это не помешало ему позже единолично распоряжаться, как он сам говорит, "плодами коллективного труда". Вскоре Данилов рассказал руководству технического университета об имеющейся у него возможности заключить контракт с китайской стороной. Не заподозрив обмана, ему разрешили ведение такой работы, а ректор КГТУ даже выписал на его имя соответствующие доверенности. Одновременно его попросили сделать перевод на русский язык технического задания, которое было составлено Даниловым по согласованию с китайскими коллегами и приложено к контракту. Данилов переводит текст, однако исключает из него все данные по космической тематике! То есть идет на прямой подлог. Это несоответствие двух текстов позже было установлено нами в ходе следствия и подтверждено сотрудниками КГТУ. Контракт был заключен, и вскоре на банковский счет техуниверситета поступили из КНР 36 тысяч долларов.

- И как ими распорядился Данилов?

- На бумаге он распределяет поступившие деньги на те приобретения, которые необходимо сделать, чтобы начать выполнение контракта. И тут выясняется еще одна интересная для следствия деталь. Судя по обнаруженным нами бухгалтерским документам, некоторое оборудование действительно было закуплено, однако никто нам его не смог предъявить. Вскоре мы установили, что, используя подложные документы, часть которых Данилов лично сам заранее изготовил, он сумел после конвертации долларов обналичить через московские фирмы-однодневки 466 тысяч рублей. Мы установили, что авторство схемы "увода" денег со счета КГТУ принадлежит лично Данилову.

- И на все это следствию потребовалось почти два года? Может быть, по этой причине ученый в своем интервью "АиФ на Енисее" и говорит о "недостаточной квалифицированности" следователей Красноярского РУ ФСБ РФ и о "большом количестве допущенных ими "ляпов"?

- Мы могли завершить расследование за 2 месяца. Но, во-первых, Данилов до сих пор не может представить тех "открытых источников", из которых взяты закрытые данные, переданные по контракту. Во-вторых, много времени потребовалось для проведения 8 экспертиз учеными нескольких университетов Москвы и Санкт-Петербурга. При этом, заметьте, не мы, а именно эксперты установили факты передачи Даниловым данных, составляющих государственную тайну. К тому же из 18 месяцев, которые ученый провел в следственном изоляторе, 8 месяцев его уголовное дело находилось в суде, и наш отдел все это время не имел к нему отношения. Мы тоже ждали.

- А затем краевой суд вернул его вам на доследование.

- Да, такое случается в нашей практике. Теперь уголовное дело Данилова завершено. Только суд может окончательно определить, виновен он или нет. Мы же со своей стороны в ходе дополнительного расследования раскрыли еще один эпизод и нашли доказательства того, что Данилов совершил выдачу гостайны еще об одной установке, которая имеет, по заключению экспертов, исключительно военное назначение. Он планировал и ее продать китайской стороне. Это и есть результат проведенного нами доследования. Замечу, что в ходе его мы по просьбе Данилова провели дополнительную экспертизу. Получили ответы более чем на 10 поставленных им вопросов. Увы, значительная их часть не в пользу обвиняемого.

- Какое наказание по решению суда может понести Данилов?

- Как следователь, я рассчитываю на вынесение обвинительного приговора. По обвинению в государственной измене минимальный срок — 12 лет, по статье о мошенничестве — 5 лет. Подобного рода уголовные дела в нашей стране уже рассматривались. Напомню дела Пасько, Никитина, Бабкина, Моисеева: Практика, увы, показывает, что обычно суд выносит наказание ниже минимального срока. Данилов и его адвокат, как мне известно, уже ознакомились с уголовным делом после доследования. Сейчас оно из прокуратуры направлено в суд.


Борис ИВАНОВ
АиФ на Енисее

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить