Трансгенная атака

На прошлой неделе в федеральных СМИ «засветились» активисты волгоградского экологического движения «Знай, что покупаешь», собирающие информацию о содержании генетически измененных компонентов в пищевых товарах. Как сообщил сайт RBС.ru, они столкнулись с открытыми угрозам со стороны крупного городского производителя продуктов питания.

В адрес гендиректора проекта Сергея Шавлака начали поступать угрозы с требованием прекратить «общественно бесполезную» деятельность и «побыстрее сворачивать лавочку». «В прошлом году мы разослали по 60 ведущим предприятиям города анкеты, в которых просили сообщить, используют ли они ГМ-компоненты, — сообщил RBC-daily г-н Шавлак. — Тогда нам ответила только одна кондитерская фабрика. В этом году мы разослали на 16 предприятий анкеты с предупреждением, что в случае отказа мы будем вынуждены вывесить на своем сайте поименную информацию о том, что производители не отрицают наличие в своих продуктах трансгенных компонентов. Буквально через два дня на мой мобильный телефон, который, кстати, не был указан в анкете, поступил телефонный звонок с угрозами со стороны одного из крупнейших наших предприятий. Мне обещали много хорошего, в том числе, что скоро я буду «бледно выглядеть» и «меня уже ищут». Волгоград, город, имеющий развитую пищевую промышленность, по мнению экологов, стал настоящей мишенью для производителей трансгенов. Правда, считают эксперты, подобная реакция со стороны производителей характерна не только для Волгограда — схожие инциденты происходят в Москве, Костроме и других регионах России.

С 1 сентября 2002 года вступило в силу постановление главного санитарного врача РФ г-на Онищенко «О введении в действие санитарных правил», в соответствии с которым производители обязаны маркировать свои продукты и указывать содержание в них ГМ-компонентов. Однако, по информации международной организации «За биобезопасность», такая маркировка встречается очень редко. «Лично я видела такой значок только на крабовых палочках и на урюпинской тушенке», — сказала RBC-daily представитель организации Ольга Берлова. Причем даже в том случае, когда подобная маркировка действительно присутствует на товаре, она просто непонятна или незаметна для потребителя. «Такая маркировка встречается, но как исключение, причем обычно эта надпись не превышает один миллиметр, — говорит директор института физиологии растений имени К. Тимирязева Владимир Кузнецов. — При этом обычно на товаре написаны загадочные и неясные для рядового покупателя буквы «ГМО» или «ГМЕ».

Причин того, что постановление г-на Онищенко до сих пор не имеет фактической силы, на территории России несколько. Во-первых, до сих пор не существует полного списка ГМ-компонентов, содержание которых в пищевых продуктах и должно быть указано на упаковке. «Тот список, который есть, очень старый. Кроме того, в него не включены многие распространенные добавки, которые до сих пор официально трансгенными не считаются, — рассказывает Ольга Берлова. — Например, такой компонент, как аспартан, — заменитель сахара, который сплошь и рядом добавляется в различные напитки, кетчупы, жевательные резинки. Его применение сильно удешевляет конечную стоимость продукта. В официальном списке ГМ-компонентов его нет, хотя и сами производители признают, что на самом деле он получен путем генной инженерии. В Калифорнии был случай, когда сразу большое число беременных женщин подали в суд иски с жалобой на то, что употребление подобных продуктов стало у них причиной проблем с беременностью и вынашиванием плода. Американцы схитрили: они признали, что фенилаланин (элемент аспартана) вреден именно во время беременности. Заметьте, сейчас на жевательных резинках есть надпись «Содержит фенилаланин. Противопоказан для больных фенилкетонурией». На самом же деле аспартан никому не полезен».

Еще одна проблема — это плохая информированность производителей о том, что такое ГМ-компоненты. Производители, рассказывают экологи, часто и сами не знают, что используют в качестве добавок, например, модифицированную сою. Часто они становятся просто жертвой расторопных импортеров, убеждающих их, что употребление таких добавок сильно снизит стоимость конечного продукта. «Соя (от 70 до 80%), произведенная в США, является генномодифицированной, — сказал RBC-daily директор по кампаниям Greenpeace в России Иван Блоков. — А именно из Штатов в Россию поступает большая часть сои, только за последние три года импорт сои и соевых продуктов из Америки возрос в три раза». В условиях, когда от трансгенных продуктов фактически отказалась вся Европа, Россия становится важным полигоном для сбыта подобных товаров, особенно удобным в свете отсутствия жестких законодательных требований к маркировке таких продуктов.

Наталья Бендина
МК в Волгограде

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить