Ситуация, которая может взорвать всех

В эпицентре тайфуна бурных страстей оказалась кузбасская школа
Острыми прениями завершилось проходившее в Кемерове расширенное заседание коллегии Государственной лицензионно-аттестационной службы области. На повестке дня стоял единственный вопрос: "О состоянии и проблемах лицензирования и аттестации образовательных учреждений"

Акт первый. Разбудительный

Традиционно совещания начинаются с основных докладов, и, что греха таить, большинство заседателей дремлет, полистывает официальные справки, буклеты и т.п. А зря...

Вот что услышали внимательные участники заседания коллегии ГЛАС в докладе Т.А. Колесниковой:

- В 2002-2003 учебном году в Кузбассе было выдано 480 лицензий 478 образовательным учреждениям (организациям). Самые большие группы лицензиатов — дошкольные образовательные учреждения (155) и общеобразовательные учреждения (130).

В городах Гурьевске и Междуреченске 100 процентов государственных и муниципальных учебных учреждений имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности. Активно идет лицензирование в Новокузнецке, Кемерове, Мариинске и Мариинском районе, Ижморском районе, где имеют лицензии 85-97 процентов образовательных учреждений.

Однако остается крайне низкой (менее 50 процентов) численность имеющих лицензии государственных и муниципальных образовательных учреждений в шести территориях области: в муниципальном образовании Топки и Топкинский район (44 процента), в Крапивинском (30 процентов), Тисульском (31 процент), Юргинском (42 процента) и Чебулинском (43 процента) районах. При столь низкой численности учреждений, имеющих лицензии в данных районах, требует серьезного анализа тот факт, что в 2002-2003 учебном году ни одно образовательное учреждение Тисульского, Юргинского, Чебулинского и Яйского районов не вышло на лицензирование.

Особая ситуация сложилась с лицензированием дошкольных образовательных учреждений. В то время как в ряде территорий области (городах Белово, Кемерово, Междуреченск, Новокузнецк, Юрга и Ленинск-Кузнецкий) проходит повторное лицензирование подобных учреждений, в Крапивинском, Новокузнецком, Топкинском, Тяжинском и Юргинском сельских районах еще не приступали к их лицензированию.

Не аттестованы по отдельным образовательным программам 35 (17 процентов от проходивших аттестацию) образовательных учреждений: 32 общеобразовательных учреждения и 3 учреждения начального профессионального образования. При этом две кемеровские общеобразовательные школы не были аттестованы повторно. Не проходили процедуру аттестации в этом году образовательные учреждения Тайги, Тисульского, Тяжинского, Чебулинского и Юргинского районов.

Груз данной статистики, разумеется, неощутим, ибо пока не рухнул на головы, шеи, спины, а то и сердца руководителей сферы образования ряда территорий Кузбасса. Ссылки на то, что у школы или детского сада нет денег для прохождения процедуры лицензирования и аттестации, утратили свою актуальность. В декабре 2002 года распоряжением губернатора А.Г. Тулеева утверждена новая редакция Положения о Государственной лицензионно-аттестационной службе Кемеровской области: теперь ГЛАС является отраслевым органом государственной власти, органом управления образованием области. Значит, контроль за финансированием процессов лицензирования и аттестации образовательных учреждений осуществляется непосредственно субъектом федерации.

Проблема сроков, отведенных государством для лицензирования и аттестации образовательных учреждений, также разрешима. "Работать сегодня можно",- так считает Н.Г. Шабалина, начальник управления образованием администрации Прокопьевского района. В интервью "Комсомольцу Кузбасса" она сказала следующее:

- Все сроки, которые устанавливаются, вполне реальны. Когда полтора года назад я пришла на должность начальника управления образования, у нас было пролицензировано всего пять школ, в том числе и то образовательное учреждение, где я работала руководителем. В настоящее время мы пролицензировали уже 81 процент всех образовательных учреждений. Это за полтора года. Проаттестовано одиннадцать школ, аккредитацию получили уже шесть. Если бы у нас был побольше срок, то можно было бы двигаться поспокойнее. Сейчас же ускоряем темп — и в сроки мы уложимся. Служба лицензирования и аттестации подгоняет нас в решении проблем: ее условия — диагностика всей деятельности управления образованием и образовательных учреждений территории. Служба помогает нам обновляться и успешно развиваться дальше.

По словам руководства областной системы образования, самостоятельная Государственная лицензионно-аттестационная служба, действующая в Кузбассе, — прообраз будущих независимых экспертных комиссий, которые будут созданы во всех территориях области, потому что должна существовать независимая экспертиза деятельности всех образовательных учреждений, причем не только общеобразовательных, но и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. ГЛАСу впервые в Российской Федерации делегированы права по контролю за лицензионными требованиями к высшим учебным заведениям.

Так что продолжается расширение сферы деятельности экспертов Службы. К сожалению, данные, получаемые в ходе работы, не всегда радуют и сотрудников ГЛАС, и тех, от кого непосредственно зависит функционирование кузбасских школ. Профессионалы трезво посмотрели на вещи — и говорят...

Акт второй. Взрывоопасный

- Ситуация, которая можетвзорвать всех, — такими словами, характеризуя положение в сфере образования накануне введения в стране Единого государственного экзамена, начала свое выступление в прениях на расширенном заседании коллегии Государственной лицензионно-аттестационной службы Н.А. Заруба, ректор Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Закономерный диагноз, ставший в значительной степени следствием замалчивания и полутонов в системе отечественного образования. Как известно, результативность деятельности образовательных учреждений тесно связана с профессиональным уровнем педагогических кадров.

Так, в минувшем учебном году в предметном тестировании в рамках аттестации образовательных учреждений принимали участие 737 классов, в которых работают 836 педагогов. 594 класса (81 процент) справились с выполнением проверочных работ в соответствии с аттестационной нормой. 133 класса выполнили тестовые задания с "пограничным" результатом (успешно справилась с заданиями ровно половина обучающихся). 126 классов (17 процентов) выполнили работы на уровне ниже нормы. В целом, 259 классов (35 процентов) не справились с тестовыми заданиями или выполнили их с "пограничными" результатами.

Причем в долевом отношении практически нет различий в квалификационном составе педагогических кадров, которые работают в классах, справившихся и не справившихся с выполнением заданий. Учителя высшей и первой категории — 78 процентов педагогов протестированных классов. И этот показатель стабилен на протяжении, по крайней мере, трех последних лет. В связи с чем на заседании коллегии ГЛАС неоднократно высказывалась мысль о "необходимости обязательно учитывать результативность выполнения проверочных работ при присвоении педагогам квалификационной категории, рассматривая этот показатель как один из реальных критериев качества педагогического труда".

Помимо всего прочего достаточно четко обозначилась тенденция старения педагогических кадров (37,5 процента учителей имеют стаж работы более 20 лет, и только 17,4 процента — до 5 лет). Недостаточно эффективно ведется процесс повышения квалификации и переподготовки кадров: только 18,5 процента педагогов обучались за последний год на курсах повышения квалификации и переподготовки. И это не голые цифры, а реальные знания, недополученные нашими педагогами, а, следовательно, и учениками.

Расширенная коллегия ГЛАС завершилась. Названа, наконец-то, одна из главных причин того, о чем говорилось выше: неспособность учебных заведений уложиться в сроки процедур лицензирования и аттестации; недостаточная подготовка учителей (имеем в виду не количественные показатели, категории, а качественные: базовая подготовка учителей отстает от требований времени; недостаточная маневренность на крутых виражах реформирования российского образования... Источник этих проблем ясен и прост — у нас не готовят менеджеров сферы образования, не учат управлять системой образования, каждой отдельной школой как элементом экономической и внутриполитической жизни страны. Пока же...

- Мы получили то, что хотели получить, — как точно заметил М.В. Артюхов, председатель комитета образования и науки администрации Новокузнецка.

Екатерина Логинова
Комсомолец Кузбасса

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру