Нехватка врачей в регионах - острейшая социальная проблема

Привлечет ли миллион терапевта в регион

Куда пойти лечится в деревне или небольшом поселке, коих тысячи в России? По нормативам Минздрава в стране не хватает 40 тысяч специалистов, в основном именно в глубинке. Приняты специальные федеральные программы с целью решить эту острейшую социальную проблему, выделены соответствующие ресурсы, но в одночасье провалы прошлых лет не закроешь.

Проблему пытаются решить и юридическими методами. Первый шаг — поручение Президента Правительству и Минздраву, касающееся целевого набора в медвузы. В этом документе поставлена задача так организовать образовательный процесс в медвузах, чтобы студенты, поступившие учиться по целевому направлению, после защиты диплома возвращались в больницу, отправившую их в институт.

Как обстоит дело сейчас? Из тех, кто когда-то решил учиться на врача, лечить людей станут менее 70 процентов. 12-14 процентов выпускников медвузов работают в фармкомпаниях и фирмах по продаже медицинского оборудования. Еще 12-13 процентов устраиваются на руководящие должности — проще говоря, становятся главврачами. Т. е. около четверти от общего числа дипломированных врачей людей не лечат, но при этом остаются в здравоохранении. Еще 10 процентов выпускников оставляют медицину ради семьи и детей. Рождение малыша меняет приоритеты, и профессиональные задачи отходят на второй план.

Читайте также: Рецепты? Мы их выпишем себе сами

Между тем, не все "целевики" стремятся избежать возвращения в свои больницы. Фельдшера московской "скорой" сами приходят в свои бригады "03". В Калмыкию, Бурятию и Туву возвращается 95 процентов студентов, получивших образование в крупных городах. Не хотят домой выпускники направленные из Липецка, Тулы, Рязани, Чечни и Дагестана. Врачи с Кавказа рады остаться даже в Ставрополе и Минводах…

Эксперты поясняют, что слова "в нашей стране врачей не хватает" нуждаются в уточнении. Не хватает не докторов вообще, а представителей ряда врачебных специальностей. Урологов, гинекологов, косметологов достаточно. А рентгенологов и врачей функциональной диагностики действительно не хватает, даже в Москве. "Главный стимулирующий фактор в любой профессии — финансовое обеспечение этой профессии, — считаетт ректор МГМСУ, главный стоматолог России Олег Янушевич. — Если врач-рентгенолог будет нормально зарабатывать, проблема дефицита решится в течение 100 дней. За это время успевает сработать сарафанное радио".

Проблему нехватки врачей (а также других специалистов) в определенных населенных пунктах можно решить несколькими способами. Для достижения этой цели можно воспользоваться и законодательным принуждением, и финансовыми рычагами воздействия (от действительно добровольных до "добровольно-принудительных").

Большинство соотечественников помнят, что значит послевузовское распределение. Призывы к его возвращению слышны и сейчас, но существует одно серьезное препятствие. Согласно конституции, у каждого жителя России есть право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Решать за другого человека, где ему жить и работать, значит, нарушать основной закон страны. Однако необходимость решить проблему дефицита врачей может привести к тому, что в конституции появятся соответствующие изменения, а право на свободу передвижения станет историей.

Сегодня министерство образования уже готовится провести мониторинг трудоустройства выпускников всех (а не только медицинских) вузов. После этого появится основание для того, чтобы разработать систему санкций для выпускников, работающих не по специальности или не возвратившихся в регион, отправивший их учиться.

Проще всего разработать и внедрить систему финансовых санкций. К примеру, врач, получивший в регионе направление на обучение в столичном вузе, не стремится возвращаться домой. Ему можно разрешить устроиться на работу там, где он сочтет нужным — но при одном условии: обязав вернуть региону все средства, вложенные в его высшее образование. Стимул может быть и положительным: студенту, который учился в медвузе по контракту, можно вернуть деньги, но только в том случае, если он уедет работать в село или маленький город.

Читайте также: Борис Лордкипанидзе: Врач — это не шахтер

Но стоит ли обращать так много внимания на выпускников и студентов? Мало кто стремится попасть на прием к молодому неопытному врачу. Многие профессионалы, 20-30 лет лечившие москвичей или петербуржцев, мечтают о "домике в деревне" и с радостью уехали бы подальше от шума и суеты большого города. Оставаться в мегаполисе их заставляет риск лишиться достойной зарплаты и достойного жилья. Там, где на появление врача давно уже перестали надеяться, достаточно выстроить дома. Главное, чтобы не за счет самих врачей, а за счет средств государственного или регионального бюджета. Да и зарплаты на селе давно нуждаются в повышении. Если "домик в деревне" станет для врача не мечтой, а гарантированной реальностью, проблема нехватки медработников решится очень быстро.

Впрочем, не всего можно добиться финансами, и далеко не все можно ими измерить. Там, где жалуются на нехватку медиков, часто закрывают больницы и поликлиники. Врача можно обязать приехать в село, где нет ни одного медучреждения, и даже поднять ему зарплату, но где он будет лечить людей? Если ЛПУ в регионах не закрывать, а модернизировать (в первоначальном смысле этого слова), пациенты в "глубинке" получат высококлассные медицинские центры и избавятся от необходимости ездить за десятки и сотни километров в поисках квалифицированного врача и современного оборудования. А врач получит главное — практику.

Какой способ привлечения врачей в регионы будет выбран? Чего ожидать медикам: исправленной и дополненной конституции — или, может быть, улучшения условий труда? Если верить федеральным целевым программам в социальной сфере, которые реализует правительство — всего вместе. В том случае, разумеется, если эти программы не попадут под возможный секвестр.

Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"

Автор Екатерина Алтайская
Екатерина Алтайская — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *