«Ядерный» мост в Северодвинске вызывает тревогу специалистов

В Северодвинске (Архангельская область) вызывает тревогу состояние моста, соединяющего материковую часть города с островом Ягры. На острове расположена ведущая российская судоремонтная верфь “Звездочка”, где многие года идет утилизация атомных подлодок ВМФ по международной программе “Глобальное партнерство” .

Утилизация проходит успешно, международные “утилизационные” партнеры России довольны, планы не нарушаются. Высочайшая квалификация работников “Звездочки” позволяет “пилить на иголки” российские субмарины без особых экологических происшествий, тем паче, что контроль за экологией на верфи налажен строжайший. Процесс, что называется, отработан, идет без сбоев и приключений. Однако есть большое “НО”. Это самое “НО” – потенциальная опасность ягринского моста. Именно по нему перевозится отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), извлеченное их атомных реакторов утилизированных подлодок.

Эта тема поднималась множеством и интернетовских, и печатных изданий еще несколько лет назад. Подробно обращалась к этой теме и “ Правда.ру ”. Имеющаяся у специалистов информация свидетельствует о сохранении угрозы радиационной безопасности, связанной с аварийным состоянием этого автожелезнодорожного моста через Никольское устье реки Северная Двина. Особую тревогу вызывают высокий риск возникновения чрезвычайной ситуации при организации спецперевозок отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) утилизируемых АПЛ.

Дело в том, что капитальный ремонт находящегося на балансе верфи “Звездочка” моста за весь период его интенсивной эксплуатации (53 года) вообще не производился! В текущем порядке устранялись лишь выявленные нарушения целостности элементов конструкций моста, что позволяло эксплуатировать сооружение с нормативно установленными ограничениями.

В ноябре 2003 года специалистами ФГУП “ЦНИИ ТС” (Москва) техническое состояние сооружения признано аварийным, балансодержателю движение через мост железнодорожного и автомобильного транспорта рекомендовано прекратить. По результатам проведенного в 2004 году ЗАО “Центр диагностики строительных конструкций” (Санкт-Петербург) анализа динамики развития дефектов мостовых конструкций степень износа конструкций моста превысила предельно допустимые значения более чем в 1,6 раза. Конструкции моста, спроектированного более полувека назад, просто не рассчитаны на интенсивное автомобильное движение – ведь в те времена даже не могли представить, что когда-то в стране в целом и в Северодвинске в частности появится такое количество автомобилей. Но даже не о машинах сейчас речь.

По оценкам специалистов ФГУП “НИПТБ “Онега” (Северодвинск), в случае разрушения моста и падения вагонов спецэшелона с ОЯТ с высоты более 10 метров не исключается возможность разгерметизации транспортно-упаковочных контейнеров ТК-ВГ-18А и попадания радиоактивных веществ в окружающую водную и воздушную среду. В связи с этим мост на острове Ягры через Никольское устье признан одним из самых уязвимых мест в схеме транспортировки отработавшего ядерного топлива.

По оценкам специалистов, для предотвращения возможных техногенных чрезвычайных происшествий необходимо выполнение в кратчайшие сроки комплексной реконструкции моста. В 2004 году на основании поручения Правительства России (от 14.07.2001 г. №ВМ-П-10-12507) ФГУП “ЦНИИ ТС” совместно с ЗАО “Ленпромтранспроект” (г.Санкт-Петербург) был разработан рабочий проект реконструкции объекта стоимостью 730 млн. рублей (в ценах 2006 года).

Вместе с тем реализация данного проекта на собственныесредства предприятия не представляется возможной. При этом неоднократные обращения руководства МП “Звездочка” в различные федеральные ведомства (Минэкономразвития России, Минфин России, Роспром, Росатом) об определении источников бюджетного финансирования положительных результатов не дали.

С 2003 года руководством “Звездочки” при поддержке Росатома предпринимались усилия по привлечению для реконструкции Ягринского моста средств иностранных инвесторов (Канада, Великобритания, США) в рамках программы “Глобальное партнерство”.

В 2004-2006 годах неоднократно рассматривался вопрос о финансировании этого проекта в рамках “Стратегического Мастер-плана” (программа Европейского банка реконструкции и развития “Экологическое партнерство “Северное измерение”). Вместе с тем 8 декабря 2006 года на заседании стран-доноров ЕБРР представителями Норвегии и Финляндии на основании якобы “использования Россией данного мостового сооружения в военных целях” (в общем-то, абсурднее предлога и не придумать) вдруг было инициировано исключение проекта из “Мастер-плана”. Из каких соображений западные партнеры вычеркнули ягринский мост из “ремонта” – можно только догадываться…

В 2001-2006 годах главой администрации Архангельской области, руководством “Звездочки” по этой проблеме неоднократно информировались высшие органы государственной власти, в том числе председатель правительства России В 2006 году направлено обращение руководства областной администрации к руководителю Росатома Сергею Кириенко с просьбой рассмотреть вопрос о включении проекта реконструкции моста в Федеральную целевую программу “ Ядерная и радиационная безопасность России на 2008 - 2015 гг. ”.

Однако, до настоящего времени решения по данному вопросу не принято, что при дальнейшей эксплуатации сооружения повышает вероятность возникновения угрозы радиационной аварии с непредсказуемыми последствиям. Некоторые специалисты“Звездочки” и “Онеги”, с которыми удалось побеседовать на эту тему в последние дни, только разводят руками. Дело в том, что включение ремонта моста в российские Федеральные программы – дело долгое, планы составляются задолго до их принятия, бюджетный процесс (все-таки крупные средства на эти программы выделять приходится) – дело не минутное.

В свое время понадеялись на помощь иностранных партнеров, пообещавших выделить средства на реконструкцию старого или на строительство нового моста – и не включили эти пункты в российские программы. Хотя, по логике вещей, помогать с мостом должны именно иностранные партнеры – ведь Россия утилизировала свои АПЛ именно по договоренности с ними. Интересно, что с финансированием конкретной утилизации атомных субмарин особых проблем не было.

А вот теперь, когда значительная часть еще довольно боеспособных подлодок распилена, партнеры вдруг пошли на попятную… В результате россиянам проходится искать иные пути транспортировки опасного ОЯТ на Кольский полуостров, где находятся долговременные хранилища радиоактивных материалов. В частности, уже звучали в прессе идеи смешанной, морской и железнодорожной транспортировки – сначала с острова Ягры Белым морем, потом вдоль российско-финской границы. Другого пути просто нет, так сказать, технически. Возить по “железке” потенциально опасную радиацию у границ с Финляндией и Норвегией – та же Европа ужаснется. Возможно, западные партнер. Инициировавшие исключение реконструкции моста из “Мастер-плана”, руководствовались не “техническими”, а некими другими, например, политическими соображениями?

Обсудить