НАО –это стратегическая территория для государства

Рывок в бездну успешно осуществляет Ненецкий автономный округ под руководством губернатора Валерия Потапенко. 

Стратегическая территория

“Наша территория для государства является стратегической”, - объявил недавно Глава администрации Ненецкого автономного округа Валерий Потапенко. К этому можно было бы добавить, что дважды два - это четыре, а Америку для европейцев открыл Христофор Колумб. Впрочем, возможно, что в данном случае важно не содержание, а сама личность говорящего. Одни и те же слова, произнесенные обычным человеком и великим гуру, приобретают совсем разный смысл и звучание. Любопытно в этой связи упомянуть, что, если кабинеты российских чиновников украшают портреты Президента Путина (иногда в сочетании с портретами Дмитрия Медведева или Сергея Нарышкина), то на стене кабинета руководителя представительства округа в Архангельске Сергея Козлова посетители могут увидеть, по слухам, фотографию губернатора Потапенко, вырезанную из журнала “Поморская столица” и обрамленную рамочкой из красного дерева...

Итак, попробуем оценить, что означает понятие “стратегический” в понимании губернатора Потапенко. Это тем более любопытно, что нынешнего заполярного руководителя считают человеком, особенно близким к полпреду в СЗФО Илье Клебанову.

Экономика и демография

Судя по недавнему интервью газете “Нярьяна вындер” (“Красный тундровик”) и другим выступлениям, Потапенко одним из важнейшим пунктов “стратегии развития” считает ... ликвидацию знаменитого Печорского лесного завода. Год назад, после многолетнего перерыва, предприятие начало работать. Стало выпускать необходимую Нарьян-Мару и округу в целом продукцию. На завод стали возвращаться кадры. Ранее с Республикой Коми были достигнуты важные договоренности о поставках сырья. И они выполнялись. В 2006 году было необходимо продолжить техническую модернизацию завода, однако новое руководство округа сочло, что проще возить готовую, но очень не дешевую продукцию из Коми. Да, действительно проще. В этом Потапенко и его соратники правы. Средства окружного бюджета, наполняемого нефтяниками, позволяют это делать. Однако “проще” - далеко не всегда “лучше”.

В.В.Путин вслед за великим нашим писателем Александром Солженицыным подчеркнул, что главная задача российской власти и общества - это “сбережение народа”. Говоря иначе, это позитивное решение острейшей демографической проблемы. Кроме повышения рождаемости и снижения смертности речь, конечно, идет о закреплении трудоспособного населения в ранее освоенных землях нашего Отечества.

Освоение Заполярья - это выдающаяся и героическая страница в истории России. И в “стратегически важном регионе”, чтобы он таковым оставался и в таком качестве развивался, должны жить люди. Обеспеченные работой и уверенные в завтрашнем дне. Желательно, имеющие какие-то корни на этой суровой северной земле. В этом смысле коллектив Лесозавода был уникальным. Завод и коллектив были восстановлены большими усилиями по специальному плану. И вот предприятию и людям снова вынесен приговор. Решение, принятое в строгом соответствии с рецептами “железной леди” Маргарэт Тэтчер, восторженно подхваченными 15 лет назад нашими правыми реформаторами.

У Печоры - у реки, где живут оленеводы и рыбачат рыбаки...

Печора издавна славилась своими рыбными богатствами. Несколько последних столетий жители печорских сел и деревень питались красной и белой рыбой. Писатель Сергей Максимов в своей знаменитой книге “Год на Севере” подробно описал многочисленные рыбные блюда, которые входили в рацион питания жителей этих мест. Поставляли печорскую рыбку и в знаменитые монастыри, и к царскому столу.

Промышленное освоение края, техногенное влияние (особенно разлив нефти на реке Усе в Республике Коми в 1994 году) и другие факторы привели к тому, что рыбное стадо великой северной реки сократилось до угрожающих размеров. В Европе давно поняли, что речная рыба - это такое же национальное достояние, как полезные ископаемые или памятники старинной архитектуры. И вот, например, в Рейн, после десятилетней упорной работы трудолюбивых немцев снова стал заходить лосось. Это восприняли в Германии как национальную победу. Умные и трудолюбивые люди, слава Богу, не перевелись и в России.

В 2005 году тогдашняя окружная администрация заказала в питерском НИИ озерного и речного хозяйства специальное исследование. Оно должно было ответить на вопрос о том, как можно восстановить печорское стадо сиговых рыб. Было проведено тщательное исследование с привлечением лучших ученых России. Отчет содержал рекомендацию о возведении в 10 километрах от Нарьян-Мара рыборазводного завода. Научный труд описал пошаговую технологию восстановления рыбных богатств Печоры. Работы ученых вызвали в округе и у коми - соседей повышенный общественный интерес. Не раз проводились встречи ученых с населением. Появилась надежда на то, что вкусная и питательная рыба снова станет доступной простым людям.

... Добрый друг, недавно вернувшийся из Нарьян-Мара, рассказал автору этих строк, что видел тома научного отчета, валяющиеся в коридоре 1 этажа окружной администрации. Признаться, я не поверил и решил уточнить. Знакомые в администрации внесли “утешительные” уточнения. Оказалось, что все тома научного отчета, отправили простой посылкой обратно в Петербург. Что ж, НИИ будет иметь законные основания продать или подарить отчет в Италию или Китай, которые проявили чрезвычайно высокий интерес к разработанной в России технологии. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день... Интересно, обсуждаемая история - это просто глупость некомпетентных окружных чиновников или часть “великой стратегии” нынешнего руководства округа?

Сам г-н Потапенко, конечно, может любить норвежского лосося, а не печорскую семгу. Он также может считать, что привозить рыбу из Скандинавии опять же проще и дешевле, чем заниматься восстановительными работами, требующими усилий, инвестиций, мониторинга. Только вряд ли также думают жители НАО и Коми, еще не забывшие вкус исчезающей в Печоре рыбы.

“Пилите, Шура, пилите”!”

“Стратег” Потапенко после пяти лет жизни в округе сделал удивительное открытие. Оказывается, “коренные жители подвержены такому заболеванию, как туберкулез”. Развивая эту мысль, Потапенко специально подчеркнул, что “по инициативе Владимира Путина в Нарьян-Маре будет построено новое здание противотуберкулезного диспансера”. Вынужден огорчить губернатора, но он существенно сместил акценты. Если под “коренными жителями” подразумеваются ненцы, живущие в тундре, то они страдают, прежде всего, от повышенного артериального давления, фурункулеза, аллергического поражения кожи.

Туберкулез - это страшный бич обитателей бараков, особенно в поселке Искателей. Эта болезнь - прямое следствие ужасных условий жизни. В то же время, в том же поселке Искателей стоит готовый к заселению комфортабельный 72-квартирный дом. Информированные люди из поселковой администрации утверждают, что ключи от новеньких квартир не выдают по личному указанию ... полпреда в СЗФО Клебанова, прозванного в НАО “Ильей - не пророком”.

Тем временем верный ученик и последователь Клебанова Валерий Потапенко собирается строить в Нарьян-Маре окружной противотуберкулезный диспансер на 150 мест. Цена вопроса, между прочим, составляет 650 миллионов рублей. Одновременно на строительство окружного жилья в 2007 году предусмотрено всего 400 миллионов рублей. При том, что количество нуждающихся в улучшении жилищных условий достигает в округе 2 500 человек. Улавливаете разницу в цифрах?

Есть и еще одно важное обстоятельство. Противотуберкулезный диспансер с неплохим оборудованием и опытным персоналом есть в Архангельске. Почему бы не направить, например, половину от 650 “ненецких” миллионов на совершенствование лечебного учреждения в Архангельске, услугами которого уже широко пользуются пациенты из НАО? А остальную половину - на сооружение нормального, современного жилья. Это было бы и правильно, и справедливо, и эффективно. И помогло бы и жителям округа, и реальному сближению регионов. Так этот вопрос и виделся до мая 2006 года руководству области и округа. После отстранения Алексея Баринова и утверждения Валерия Потапенко произошли удивительные метаморфозы.

Решили, что обязательно нужен “свой” окружной диспансер. Наверное, как символ суверенитета. А более вероятно, как объект, позволяющий “грамотно осваивать” федеральные средства, выделенные под нацпроект “здоровье”. Ничем иным, полагаю, идею сооружения грандиозного и дорогостоящего диспансера объяснить нельзя.

Ведь если следовать здравому смыслу, то станет понятно, что нужно бороться не с болезнью и ее последствиями, а с ее причинами, истоками. Смысл этой борьбы как раз и заключается в том, чтобы обеспечить людей хорошим, “здоровым” жильем. С нормальными стенами, уровнем влажности, вентиляцией. Пока же “покорители заполярной тундры” будут по - прежнему ютиться в бараках, можно будет оправдывать строительство гигантского диспансера и бесконечно тянуть из федерального центра средства “на его модернизацию”. И бесконечно же эти средства “осваивать”. Ну, не благородное ли занятие?

В этой связи особого внимания заслуживает отсылка к “инициативе Владимира Путина”. Тщательное изучение официального сайта Президента РФ, отражающего все основные сферы деятельности Главы государства, не позволило найти хотя бы намека на приписываемую Путину инициативу. Зато известно о том, что обеспокоенный неблагополучной медико-социальной обстановкой, В.В.Путин сформулировал задачу системного преодоления на Крайнем Севере заболеваемости туберкулезом. Согласитесь - это вовсе не поручение строить невероятно дорогой диспансер в ущерб жилью. Поэтому и возникают опасения, что наделенные властью люди решают свои вопросы коммерческого характера, ссылаясь при этом на авторитет Президента.

Еще о цифрах...

Рассуждая о финансах, ценах на нефть и окружном бюджете, Валерий Потапенко сделал неожиданное признание, согласно которому в 2006 году “главными распорядителями бюджетных средств” не использованы 600 миллионов окружных рублей. Что это за “распорядители”, почему они не использовали по назначению бюджетные средства, как их за это наказали (или поощрили)? Согласитесь, понять, о чем идет речь и что имеется в виду, - просто невозможно. Бывший офицер ФСБ Валерий Потапенко мог бы выражаться более понятно и конкретно.

Впрочем, мой приятель из Нарьян-Мара, хорошо знакомый с сегодняшней “окружной спецификой”, предложил свое прочтение высказывания губернатора. В переводе, так сказать, на общедоступный русский. “Осваивать” столь крупные средства, по его мнению, администрация может поручить только “хорошо проверенным” и полностью подконтрольным “распорядителям”. Желательно афилированным с И.И.Клебановым, который в мире финансистов считается общепризнанным специалистом по “циркуляции бюджетных потоков”. “Распорядители” эти еще либо “не заведены” в округ, либоне вызывают особого доверия. Посторонним же отдавать на “освоение” 600 миллионов, наверное, как - то не хочется. И все бы ничего, но подобные конфузы дают очень сильные козыри Архангельской области на переговорах о распределении налогов...

И еще об одной цифре. Излагая свое понимание развития в округе традиционного оленеводства, губернатор Потапенко отметил: “под промышленное развитие занято чуть больше 1% кочевых угодий. Поэтому о промышленном давлении говорить весьма преждевременно”. Да нет, уважаемый Валерий Николаевич, отнюдь “не преждевременно”. Дело не в количестве, а в качестве изымаемых угодий. Специалисты в области оленеводства и этноэкологии утверждают, что в рамках кочевого цикла выделяются четыре принципиально различных группы участков. Поэтому достаточно изъять 0,5% и весь цикл будет нарушен. А можно изъять 5% с минимальным ущербом для оленеводов. Так вот, качество изъятых земель уже нанесло значительный ущерб ненецкому оленеводству. А разрушение кочевого цикла - это верный и быстрый способ размывания уникальной ненецкой культуры. И разного рода “материальные компенсации” часто только ухудшают ситуацию.

Старые песни о главном

НАО - нефтяной край, имеющий действительно “стратегическое” значение для развития отечественной энергетики и экономики в целом, осуществления экспортных операций и формирования полноценного бюджета всех уровней. В рассуждениях бывшего федерального инспектора и ставленника Ильи Клебанова г-на Потапенко зазвучали в этой связи неожиданные ноты.

Оказывается, округ не может динамично развиваться, не имея так называемого “второго ключа”. То есть права, позволяющего наряду с Министерством природных ресурсов РФ определять итоги конкурсов и аукционов на право изучения и разработки нефтяных месторождений. Между тем, по мнению авторитетных экспертов и аналитиков, сегодня у округа достаточно средств и возможностей для того, чтобы полноценно участвовать в развитии топливно-энергетического комплекса. Другое дело, что необходима отдельная программа освоения относительно небольших по извлекаемым запасам месторождений. Предполагается, что решающими полномочиями по формированию и реализации этой программы должен обладать именно округ. Это позволит в полной мере соблюсти баланс федеральных и региональных финансово-экономических интересов.

Суммируя же высказывания нынешнего губернатора на эту и близкие темы, можно сказать, что в окружных проблемах, очевидно, виноват “федеральный центр”. На втором месте - опять ЛУКОЙЛ и его дочерние структуры! Как иначе прикажите понимать слова о том, что “субъекты РФ лишены полномочий в сфере регулирования отношений недропользования по нефти и газу”?

Как все это похоже на риторику времен Владимира Бутова и его друга Андрея Вавилова! Есть хорошие “мы” и плохие “они”, Нарьян - Мар героически противостоит всем остальным. Второго ключа нет, развиваться не возможно, федералы не понимают “окружной специфики”, нацпроекты буксуют, здоровье населения ухудшается. В последнем интервью “Росбалт - Северу”, правда, Валерием Потапенко добавлены новые акценты. Они многое проясняют. К числу “хороших” отнесена “Роснефть”. У всех этих рассуждений есть очень четкий политический подтекст.

Полагаю, он заключается в том, что провалы и недостатки, по логике Потапенко, обнаруживаются в тех сферах, которые курирует первый вице-премьер Дмитрий Медведев. В первую очередь, речь идет о реализации национальных проектов. Редактор отдела расследований “Новой газеты” Роман Шлейнов отметил недавно, что в преддверии марта 2008 года обостряется борьба за влияние на силовые структуры между Дмитрием Медведевым и замглавы президентской администрации Игорем Сечиным. Очевидно, что противостояние охватывает теперь уже не только силовые структуры и прокуратуру, но и перспективные регионы.

Илья Клебанов и Валерий Потапенко сделали свой однозначный выбор, четко заняв место по одной из сторон баррикад. Логика этой позиции такова, что “чем хуже, тем лучше”. Ведь Медведев является на сегодня самой публичной после Президента фигурой. Именно с его именем связывают ситуацию в социальной сфере.

Время покажет, насколько правильную ставку сделали в “своей борьбе” господа Клебанов и Потапенко. С нравственной же точки зрения их “стратегическая деятельность” выглядит, мягко говоря, не слишком привлекательно. Ведь они двигают не игрушечными оловянными солдатиками, а судьбами людей, отдавших Крайнему Северу десятки лет жизни, здоровье, тревоги, радости и надежды. И достойных того, чтобы ими, по крайней мере, не манипулировали ради сиюминутных политических и коммерческих интересов сильных мира сего...

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе