В Калининграде говорили о театре

На очередном заседание Совета по культуре при губернаторе Калининградской области обсуждался вопрос о состоянии театрального искусства и мерах по его развитию.

Было отмечено, что в Калининградской области сложилась сеть театров различной жанровой принадлежности , различных форм собственности. Работают четыре областных государственных театра , несколько муниципальных, есть частные, создано несколько антрепризных трупп, продолжают деятельность любительские, студенческие театры. У каждого из них имеются свои почитатели, есть свои успехи – некоторые работы получили признание в России и в Европе, отмечены областными премиями.

Но в  этой сфере есть и проблемы, требующие  общественного осмысления, - причем, актуальны они не только для нашего региона.

Сегодня ситуация с финансированием местных коллективов, как сообщила “Правде. Ру” Ирина Лобская из пресс-службы регионального правительства, выглядит более благополучной, чем во многих регионах России. На государственную поддержку театров областной бюджет выделил в 2007 году только в форме государственных дотаций 50 миллионов рублей. Это на 11,5 миллиона больше, чем в предыдущем году. При этом сами театры зарабатывают около 13,5 миллиона рублей, что составляет 35,5%  от бюджетных ассигнований. В нынешнем году до 150 тысяч рублей увеличилась областная премия “Признание”. В новой программе развития культуры области предусмотрены ежегодные гранты для мастеров искусств, для молодых исполнителей, значительно увеличены средства на гастроли, проведение фестивалей.

Приняты меры для улучшения материально-технической базы театров. Проведен капитальный ремонт областного драматического театра, переоборудован зрительный зал в музыкальном, приобретено новое оборудование для ТЮЗа в Советске, во всех театрах куплен новый транспорт. Проведены конкурсы на ремонтно-реставрационные работы в Советске и в театре кукол.

Несмотря на то, что художественный уровень   театра не зависит напрямую от уровня финансирования (как сказал главный режиссер ТЮЗа  Евгений Марчелли, “театральное искусство возникает там, где есть художник”), именно экономической составляющей деятельности творческих коллективов на заседании Совета было уделено особое внимание.   В сегодняшних условиях законодательство позволяет театру обрести большую свободу хозяйственной, а в конечном итоге – и творческой деятельности. Однако такая свобода налагает особую ответственность на руководителей театра. Готовы ли они к ней? Способен ли административный театральный аппарат работать в новых условиях? На эти вопросы  предстоит  искать ответ.

Георгий Боос предложил Совету по культуре, театральным деятелям, которые были приглашены на заседание, подумать, не следует ли уйти от схемы, по которой сегодня финансируется театр как учреждение культуры? Новая модель, предложенная губернатором,  предполагает, во-первых, иной порядок субсидирования: доплату  части стоимости билетов. Таким образом, по мнению Георгия Бооса, деньги будут отдаваться “в руки зрителя”, и именно он, а не чиновник, распределяющий  бюджетные средства,  будет “голосовать” за тот или иной спектакль. При этом губернатор подчеркнул: “Я далек от мысли, что необходимо вообще перестать финансировать театральную жизнь. На сегодняшнем этапе наша задача – участвовать в финансировании театра”.

Во-вторых, предлагается дать всем коллективам возможность равного доступа к сценическим площадкам. Для этого необходимо отделить творческие коллективы от инфраструктуры, дать им возможность арендовать  театральные площадки.  Сегодня зачастую инфраструктура используется неэффективно: вне сезона, в дни, когда нет спектаклей, сцена может пустовать, в то же время есть перспективные творческие коллективы, которым трудно  найти свою площадку.

Повернуть театр к зрителю; окунуть его в конкурентную среду, а значит, заставить активнее работать над своим творческим ростом, не стоять на месте; повысить эффективность использования существующих сценических площадок – в этом предполагаемые преимущества новой системы. В то же время, отметил губернатор,  в ней могут быть заключены подводные камни, ведь в погоне за коммерческим успехом нельзя растерять лучшие традиции российского  театра, его высокое духовное предназначение.

Губернатор предложил деятелям культуры продумать предложение об изменении существующих театральных моделей. К этому вопросу решено вернуться на следующем заседании Совета.

На прошедшем заседании был рассмотрен также вопрос о ходе работы по строительству Музыкального театра в Калининграде. В настоящее время проходит заказной конкурс на разработку концепции архитектурного решения, для участия в котором приглашены ведущие российские архитекторы. Победителя до 22 мая определит авторитетное жюри, одним из сопредседателей которого   является  Георгий Боос.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить