Россия остается поставщиком дешевой рабочей силы

В Калининграде очередное ЧП , связанное с рыбаками. В африканской республике Гана пропало рыболовецкое судно “Диана III”, на котором работали пять калининградцев. Уже полгода от них нет никаких вестей. У этого рыболовецкого суда вообще дурная слава. В поисках высоких гонораров калининградцы вот уже 5 лет ходят на нем рейсы.

И столько же лет с ними поступают по одной и той же схеме: проработав положенный по контракту срок, рыбаки обещанных денег не получают. Судовладелец отбирает у них паспорта и визы – и россияне не могут покинуть иностранное государство. На одни и те же грабли наступает уже шестой экипаж. “Нас используют как бесплатную рабочую силу и потом после этого за свой счет выкидывают обратно в Калининград, - свидетельствует бывший капитан “Дианы III” Игорь Щербицкий.

По официальной статистике калининградские рыбаки-моряки занимают четвертое место в России по статье “экспорт морской рабсилы”: примерно 1300 человек в год отправляются работать под иностранные флаги. Флота под национальным флагом России в самом западном регионе, где каждая третья семья была связана с морем, практически не осталось.

Куда делся транспортный рефрижераторный флот (примерно 110 плавединиц) сегодня вряд ли кто ответит. Две некогда мощнейшие рыбопромысловые организации - Тралфлот и Пионерская океаническая база влачат жалкое существование и оперируют примерно 10 процентами того флота, который был на момент приватизации. Впрочем, по словам председателя Калининградского регионального профсоюза моряков Вадима Мамонтова, если калининградский траулер и ходит под российским флагом, далеко не факт, что он что-то там приносит в госбюджет.

Обычно оператор такого судна (он же доходный судовладелец, он же грузовладелец, и он же работодатель) персона из офшора. Эта мутная юрисдикция затем аукается плавсоставу, когда зарплата задерживается или вовсе не выплачивается , когда экипажи бросают вместе с плавстарьем, где- нибудь в Африке, или когда, не дай Бог, тело бывшего кормильца возвращают в дешевом гробу без какой либо компенсации.

А таких примеров в некогда цветущем рыбацко - моряцком крае последние десять лет хоть отбавляй. Я уже ранее рассказывал, как

почти семь лет в африканском плену в Анголе выживал капитан БМРТ “Отрог” Сергей Суворов, который слал в Россию телеграммы вот такого содержания : “..нет продуктов, пресной воды, медикаментов, моющих средств, постельного белья. Судно обесточено. Если найдем где-то продуктов, готовим на костре. Африканские болезни одолели. В госпиталь не принимают: надо платить. Не выдержав такого состояния, многие члены экипажа из 62 человек покинули судно. Нас осталось только семеро. От малярии и голода умер старший механик А. Чернов...”

Пять месяцев в своеобразном плену в Гвинее - Биссау находился экипаж МРТР -0271 “ Переславск”. В порту Бремерхафена был арестован траулер “Багратионовск”, в порту Бронхольм траулер “Салус”, без зарплаты возвратился из Мавритании экипаж траулера “Алексей Грачев”.

В водах Анголы , постоянно “загорает ” свыше десятка рыболовных судов. Несколько лет назад Россию потрясла трагедия на дальневосточном танкере “Аргунь”, капитан которого вернулся на Родину в цинковом гробу. На юге Африки в порту Уолфиш - Бэй застряло три российских рыболовных экипажа. “Требуя задержанную зарплату, ст. механик и матрос судна “ Нефритовый”затеяли ссору с остальными членами команды, взломали дверь в каюту капитана, выпили все имеющееся там спиртное и, спустившись в трюм, стали угрожать затоплением судна, а затем открыли кингстоны.

Только вмешательство специалистов дока не позволило судну лечь на киль, увлекая за собой два пришвартованных испанских судна..”. “.... Только что списанный за недостойное поведение с РКМРТ “Измайлово” и принятый на “Нефритовый” российский гражданин скончался от токсического шока, выпив по ошибке подготовленный для технических нужд формалин.

Руководство компании- оператора “Семар”, ссылаясь на то, что этот моряк ни дня не проработал на судне и умер по собственной неосторожности, категорически отказалось заниматься оплатой расходов и оформлением отправки тела умершего в Россию…” Это лишь часть информации консульского отдела посольства России в Анголе о положении на некоторых судах, которую я ранее приводил в одной из своих публикаций. Увы, и сегодня подобная информация не редкость в российском профсоюзе моряков. Выступления прессы чиновники постарались не заметить.

Председатель Российского профсоюза моряков Игорь Павлов и его коллеги несколько лет назад обращались с письмом в комитете Госдумы по труду и социальной политике с предложением провести тотальную проверку обстоятельств, по которым российские экипажи один за другим терпят бедствие за границей. Профсоюз просил, чтобы к этой проверке подключилась Генеральная прокуратура, Минтруда. Увы, как показывает свежая ситуация с калининградцами на “Диане III”, к просьбе профсоюза высокопоставленные чиновники остались глухи.

Более того, в новом гражданско-процессуальном кодексе появилась статья 28: “Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации”. Если раньше можно было наложить арест на имущество недобросовестного судовладельца в любом российском порту, то теперь, благодаря Закону, всех можно послать в оффшор. На протяжении десятилетий так и не решен вопрос, за чей счет должны быть репатриированы моряки в случае форс- мажорных обстоятельств.

Защищать интересы соотечественников за рубежом – компетенция МИДа. Но у консульских работников нет ни денег, чтобы покупать билеты, ни денег, чтобы платить зарплату попавшим в беду соотечественникам. Отсутствует в России и система лицензирования деятельности, связанная с трудоустройством гражданина РФ за границей. Калининградская региональная организации профсоюзов моряков предлагала проблему оплаты возвращения моряков, пострадавших от рук судовладельца, разрешать по аналогии с международным опытом, когда при получении лицензии агентство перечисляет на депозит государственного ведомства определенную сумму в качестве залога- страховки на случай возможного форс-мажора.

Никто из чиновников к этому предложению не прислушался. Правоохранительные органы не произвели “зачистки” от работодателей - жуликов и проходимцев. Того же хозяина “Дианы III” господина Малкумяна, являющегося гражданином Армении и России, который задолжал рыбакам в общей сложности более 400 тысяч долларов, следственные органы найти не могут.

Время идет, газеты и телевидение сообщает о новых и новых белых российских рабах, но ситуация практически не меняется. Грустно осознавать, но Россия продолжает оставаться поставщиком дешевой рабочей силы для недобросовестных работодателей .

Обсудить