35 лет назад произошла вторая трагедия «К-19»

В истории российского подплава, да и мирового тоже, вряд ли сыщется еще одна такая лодка, на чей век выпало так много несчастий, как советской АПЛ К-19, прозванной в просторечии иронично и зловеще - “Хиросима”.

Это прозвище припечатали ей в связи с трагедией в июле 1961 года, когда в Атлантике на ее борту произошла тяжелая радиационная авария, пишет известный северный историк и публицист Олег Химыныч в северодвинской (Архангельская область) газете “Корабельная сторона”.

Первая подобная на советском флоте. Об этих событиях и написано много, и фильмов снято немало, как правдивых, так и не очень...

А в феврале 1972-го эта же К-19 возвращалась из трудной дальней автономки. Но верно, не зря бытует правило: в походе никогда не расслабляйся: Большинство серьезных аварий и катастроф, как свидетельствует бесстрастная статистика, подстерегает подводников на последнем отрезке пути, когда кажется, что все позади, и есть греющее душу - домой!

Был жестокий зимний океан, была усталость и клятая расслабуха, которая в конечном итоге и привела к трагедии. Внезапный пожар начался в 8-м отсеке, а затем губительные огонь и дым стали распространяться в смежные.

Много чего потом было: и битва за живучесть корабля, и борьба за свои жизни тоже. Как был и героизм обреченных. И беспрецедентная спасательная операция тоже была. Сегодня она подробно расписана многими авторами, и многие ее моменты флотские специалисты учли, когда сели за составление РБЖ - руководства по борьбе за живучесть. К несчастью, кровью пишутся такие наставления. Вот и экипажу "К-19" в феврале 1972-го пришлось заплатить океану 28 жизнями своих моряков.