На Русском Севере спрятано множество кладов

О кладах Ермака , которые, возможно, находятся на территории Архангельской области , “Правда.ру” уже сообщала, поэтому в этот раз пойдет речь о других кладах, которые могли быть когда-то спрятаны в наших северных землях. И вообще о кладах.

Надо отметить, что наш Северный край богатым на сколько-нибудь значительные в денежном эквиваленте клады быть не может. Мало проходило здесь торговых караванов. И хоть среди жителей и встречались зажиточные люди, но золото особого хождения среди них не имело. Если вспоминать Господин Великий Новгород , который имел достаточно серьезное отношение к Поморским краям, то нетрудно вспомнить, что и там хождение имело в лучшем случае серебро. Для ученых – это клад, а для кладоискателей – это серьезная морока. Как сбыть найденное. Это, разумеется. хорошо, глядишь и разворовывать исторические ценности станут меньше.

Сам по себе клад – это и дар высшим силам природы, схоронка от чужого взгляда и мощный излучатель чужой ауры. Поэтому и поиск клада – вещь не безопасная. На голову человека, который пытался найти клад, всегда призывались различные напасти – болезни, смерть, различные напасти.

Любая находка предметов, которые можно отнести к кладам, точнее будет отнести к случайности, везению, счастью. Кладом может быть и сундук с серебряной посудой, глиняный горшок с десятком пятаков, золотая цепь и жестяная банка с царскими “империалами”.

Но как бы то не было, каждая находка исторически обусловлена и исторически возможна.

Причины сокрытия кладов на Севере примерно те же, что и в остальной России, и соответственно в остальном мире. Набеги кочевников. Притеснения боярских слуг, нашествие врагов – это все способствовало тому, чтобы люди пытались сохранить свои богатства. Таиться, прятать свое достояние – таков был закон русской жизни.

Мы будем говорить о всяких кладах, но конечно более всего привлекают внимание клады сделанные лихими людьми – разбойниками.

Именно о них народная молва сложила огромное количество сказов и легенд. Именно эти клады больше всего интересны и нам. Обратимся к свидетельству краеведа Красноборского района Владимира Сивцева. Он собрал немало легенд и слухов, что в районе Шеломя, где в конце 16 века стоял Ермак и ждал, когда его оснастят и подготовят к походу на Сибирь. Там же с разницей в десяток лет приблизительно по сказкам бывал и знаменитый разбойничий атаман Кудеяр.

Кто такой Кудеяр сказать сложно, по ряду легенд, которые имеют косвенное подтверждение в летописях, он был родственником самому Ивану Грозному. Хотя, кроме того атамана Кудеяра, по Руси ходило десяток-другой и прочих атаманов, носивших подобное прозвище. Так что, вряд ли, Кудеяр побывавший в Красноборских краях был именно тем знаменитым Кудеяром. Но, как бы то ни было, молва приписывает и ему клады, схороненные поблизости Красноборска. Так что со слухами про клады Красноборской сторонке повезло. Тут и колодец Ермака с предполагаемыми сокровищами, тут и Золотой полой, куда, еще по одной из версий Ермак сбросил излишки своего добра, перед походом в Сибирь.

Можно конечно поразмышлять о кладах древней чуди и викингов. Тем более, что и те и другие побывали в наших краях. А викинги даже, судя по источникам, охотились за чудскими и биармскими сокровищами. Некто Торир Собака, как рассказывает Снорри Стурлусон – известный автор саг из Скандинавии , сначала торговал на реке Двине, после чего решил ограбить капище местной богини Йомалы, тогда же он с другими викингами похитил ожерелье богини. Об этом событии повествует и известный северный писатель Евгений Богданов в повести “Ожерелье Йомалы”.

Надо полагать, что немало подобных капищ могло сохраниться не разграбленными в глубине наших северных лесов. Немало чудского серебра попало когда-то к владельцам города СольвычегодскаСтрогановым.

Существует даже такая легенда, что знаменитая библиотека Ивана Грозного, за которой веками охотятся как историки, так и авантюристы всех мастей может быть спрятана, хотя бы частично, где-то в районе Сольвычегодска. Что купцы Строгановы, по просьбе царя, вывезли часть книг, дабы на время укрыть их от глаз людских. Так на века и укрыли. Что это за книги и зачем их так нужно было прятать – об этом тоже существует множество слухов. Это и магические книги и книги предсказаний, и книги совсем по другому представляющие историю нашего мира.

Другой миф кладоискателей – Золотая Баба , которую искали многие, начиная с поморских краев до Урала. А по преданиям, в случае опасности для нее, статую могли перенести совсем в отдаленные места – в верховье Оби, районы Таймыра или Полярного Урала.

Могли оставлять небольшие клады, состоящие из объемистого барахла, которое неудобно было тащить в дальние края, поморы уходившие обживать Сибирь, чая когда-нибудь вернуться в родные края.

Далее закладыванию ценных вещей в “захоронки” могли поспособствовать походы новгородских ушкуйников. Так в Шенкурском районе рассказывается история о чудском племени, которое не пускало в свои края чужаков. И когда боевая дружина новгородцев окружила укрепления чуди сделанные внутри холма, то те, не желая сдаваться. Подбили подпорки из бревен и погребли себя, со всем добром, внутри холма.

Затем в Двинских краях наступает период сражений и смут, связанных с борьбой с Москвой в 14-15 веках. Немало городков по Двине и Ваге были взяты на “щит” как сторонниками Москвы, так и сторонникамиНовгорода Великого. Кто-то наверняка прятал добро, чтобы оно не досталось врагу.

Следующий период – это “смутные времена” и времена “раскола”. 17 век в Поморье мог породить большое количество кладов. Ну и самый основной период, про которых более всего рассказывают в районах Архангельской области – это 20 век, когда прятать деньги и столовое серебро заставляли перипетии гражданской войны, риск быть раскулаченным, разгромы монастырей. Чаще всего клады этого периода и находят, но в основном они представляют только историческую ценность.

Клады искали всегда. В том числе и на Севере . Их ищут в балках, заброшенных колодцах, старых домах, чердаках. Если человеку удавалось найти хотя бы пару медных монет, молва могла превратить находку в воз золотых червонцев. Сам помню, как во время поисков колодца Ермака, я обнаружил кварц, который бывает спутником золотоносных жил, так в Архангельске нас уже поджидали рассказы, что экспедиция отыскала несколько кусков “промышленного золота”.

Надо отметить, что поиски кладов – штука опасная. Ведь. При зарытии кладов всегда использовалось заклятие. Кроме курганов, могильников, пещер, старых крепостных руин излюбленным местом сокрытия кладов является вода. Клады прятали в речках, колодцах, омутах, ручьях, болотах. Естественными приметами делали одинокое дерево, камень или холм. Говорили, что время от времени над кладом может появляться свечение.

В народе, также считают, что редкий клад без нечистой силы обходится. Даже особый дух есть – “кладовик”, который сторожит клад. У него и подручные – “кладенцы”. Есть. Они ему жертвы добывают в виде человеческой души или жизни. Кстати, Меч, спрятанный для богатыря в сказках, тоже “кладенцом” назывался.

Чего только про клады не придумывают. Особенно придавая им волшебные свойства. А волшебные клады делятся по зароку. Отдельно идут клады, загаданные на число (явился тебе клад в виде человека – назови верную цифру, и клад твой); урочные – клад находится при выполнении какого-либо дела; именные (явится только человеку с определенным именем); на счастливого или “фартового” - клады игроков и авантюристов.

Клады, по народнымповерьям,каклюди,-бываютмолодыми истарыми, с хорошим характером и дурным, они не только рождаются, живут, но и умирают проваливаясь к своим незадачливым хозяевам. Это, конечно, сказки. Но что только не происходило с кладами. В районе реки Верхняя Уфтюга Красноборского района рассказывают о том, чтобы добыть клад Ермака надо, чтобы пятьдесят человек на его поисках головы сложили, только пятьдесят первому он и дастся в руки.

Бывало, эпидемии кладоискательства охватывали целые деревни. Такое происходило не раз и на поисках кладов Ермака в Красноборском районе. Рассказывали нам что, пытаясь отрыть колодец Ермака, несколько работников чуть не утопили трактор, под которым вдруг стала разъезжаться земля.

Начиная с 20 века в России так все переменилось, что внешние приметы кладов большей частью теперь потеряны. И надо отметить, что конец 20 и начало, нынешнего, 21 века – это эпоха профессионализации кладоискательства. Люди обзаводятся металлоискателями, организовывают экспедиции, просчитывают места, где с большей вероятностью можно отыскать клады. Считается, что можно отыскать закладные царские золотые пятерки под углами развалившихся домов. Об этом мне еще бабушка в Ленском районе рассказывала.

А в детстве, все в том же селе Слободчиково Ленского района , в подполье я обнаружил жестяной сундучок забитый царскими бумажными деньгами с небольшой добавкой серебряных и медных монет. Всего на сумму – около двух тысяч рублей. Очень, надо сказать, немалые деньги в дореволюционный период!

Перспективны, по рассказам одного кладоискателя, монастырские колодцы. Дело даже не в сокрытых там кладах, а в тех отдельных монетках, что бросали на счастье паломники. В первые годы советской власти большевики извлекли из некоторых таких колодцев до 20-30 пудов медных и серебряных монет.

Прятали клады в лесные ключи и родники. Правда, с годами монеты оседают все глубже, а вода ключей становится просто серебряной. Разрушения полов церквей и монастырей в нашей области связанно, как с варварством людей, так и с попытками отыскать церковные сокровища. А попытки отыскать замурованные дары в закладных столбах – это святотатство. Бывало, и находили их горе-кладоискатели. Но с тех пор все в жизни шло у них наперекосяк.

Могла бы иметь перспективы подводная археология в нашем Белом море, в таких морях все сохраняется лучше, к тому же нет корабельных червей разъедающих древесину. Но и признать надо, что “золотых” галеонов с грузом индейских сокровищ здесь не проходило. Затонувшие корабли представляют в основном только историческую ценность.

Интерес к кладам велик во всем мире. Вот и мы, раскручивая тему Ермака на Севере , прибегли к историям о его кладах, чтобы заинтересовать людей. Чего и достигли.

А в Сольвычегодске собираются искать спрятанный где-то в окрестных лесах бюст, когда-то сосланного в эти края Сталина. В Холмогорских краях , где-то поблизости от деревни Побоище вероятней всего произошло сражение сторонников Новгорода со сторонниками Москвы, по другой же версии, именно там схватились в горячей схватке пришлые викинги с местной чудью. Не зря же в Архангельске нашли большой клад с монетами 11-12 веков.

Тем, кто вдруг пожелает позаниматься “диким” поиском кладов, стоит напомнить о 243 статье УК РФ, по которой любые раскопки и поиски на территории памятников архитектуры или храмов могут быть расценены как “Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры”. Изучение истории – это одно, а уничтожение ее в порыве алчности или глупости – совсем другое.

Сама наша северная природа – вот настоящий клад, который надо оберегать. А истории о кладах – это рассказы об одной из сторон жизни нашего края. Дай Бог, археологам открыть еще не одну тайну нашего Севера.

Последние материалы