Стратегия НАО: деньги на ветер?

Еще весной администрация Ненецкого автономного округа объявила о том, что ученые по ее заказу заканчивают разработку программы социально-экономического развития НАО до 2015 года. Потом сняли губернатора, далее встал вопрос о том, как делить бюджет с Архангельском, и о стратегии благополучно забыли. А зря.

Даже если со следующего года значительная часть ненецкого бюджета, в соответствии с новым федеральным законодательством, уйдет в Архангельск, то все равно какие-то средства на развитие у НАО останутся. Те же самые нефтяные компании вынуждены будут перечислять округу больше денег – пусть и по внебюджетным каналам. Они же работают в НАО, а не в области, в конце концов! Что бы там ни говорили, но и социальная стабильность в регионе, и нормальные отношения с администрацией НАО им не безразличны.

К тому же не исключено, что удастся убедить Архангельск изменить в отношении округа некоторые нормативы. Ведь нельзя же, в самом деле, дотировать, предположим, животноводство в одинаковых пропорциях что на юге Архангельской области, что в заполярной тундре. Наконец, возможно будет (при наличии политической воли, разумеется) заставить раскошелиться “Транснефть”, ежели она и правда решит тянуть трубопровод из Западной Сибири и Коми к ненецкому побережью.

Так что средства какие-то у региона все равно будут. А стратегия как раз нужна не для того, чтобы прописать, в какой деревне построить новый загон для скота, а в какой – новую больницу, а для определения приоритетов – на какие цели деньги тратить в первую очередь. Тем более это важно в условиях, когда придется затянуть потуже пояс. И вот тут, видимо, возникнет проблема.

Судя по тому, что официально сообщала пресс-служба администрации НАО, авторы программы (аж целых три специализированных института, включая Международную академию ТЭК) детально исследовали, как именно будет развиваться в регионе нефтянка в ближайшие десятилетия. Если и правда так, то мне кажется – заплаченные им деньги просто были выброшены на ветер.

В самом деле, какой смысл за счет бюджетных средств изучать то, что все крупные компании, добывающие в округе “черное золото”, и без того исследуют сами и даже содержат для этого специальные управления стратегического планирования? С какой стати? В надежде, что вот нефтяники увидят прогноз администрации и воскликнут: ну конечно, как же! А мы-то не понимали – совсем не в ту сторону следует трубу тянуть, не там скважины бурить, а вона где! Глупо. На работу нефтяников округ сегодня повлиять не может, и на те графики работ, которые они себе пишут – тоже. А вот на развитие сектора, с нефтью не связанного, администрация вполне способна воздействовать. Но не очень-то рвется.

Что я имею в виду? Есть две проблемы – ненецкого села и отраслей промышленности, не работающих на нефтянку. Вот, представьте, стоит себе поселок городского типа Амдерма. Жителей там сегодня официально осталось человек пятьсот, а реально, наверное, поменьше (лично знаю людей, которые давно живут на материке, но прописаны все еще в заполярном поселке, дабы получать различные льготы). Производства там давно никакого нет. Зато есть… многокилометровая труба.

Это водопровод, ведущий к Амдерме от озера, удаленного на 14 км. Другой пресной воды там нет. В морозы его приходится постоянно прогревать – на всем протяжении, ибо иначе он замерзнет и лопнет. А тогда – катастрофа. Это дикий и непроизводительный расход топлива. До поры до времени страна могла себе такое расточительство. А сейчас?

Безумное расточительство, на мой взгляд – северный завоз во множество микроскопических деревень, в которых осталось по пять-шесть живых дворов или чуть больше. Что с этим делать? Вопрос, на самом деле, очень сложный.

В свое время в Нарьян-Мар переселяли жителей деревни Старый Варандей, объявленной зоной экологического бедствия. Ничего хорошего из этого не вышло. Люди в массе своей не прижились, а кто-то тихо вернулся в полуразрушенные дома (когда в сумерках поднимаешься на вертолете над Варандеем, хорошо видно горящие в их окошках огоньки керосинок).

Но если потратить на такие цели серьезные деньги и подойти с умом, создать в других деревнях рабочие места для новоприбывших – может, будет как-то иначе?

Сельское хозяйство в НАО сейчас в долгах, как в шелках. В том числе перед бюджетом. Стало быть, администрация может банкротить практически любое сельхозпредприятие и начинать рулить им сама. Только что-то не видно желающих взять на себя такую головную боль. Дадим-ка мы лучше еще субсидий…

Второй вопрос – предприятия, которые все никак не могут возродиться в Нарьян-Маре . Как говорится, если у вас не получилось с первого раза, то, значит, парашютный спорт не для вас. Если никак не выходит поднять в столице НАО лесозавод (в безлесной тундре, между прочим), так, быть может, и не стоит пытаться? Не нужен он там экономически. А требуется что-то другое. Но что? Вот какие ответы хотелось бы получить от стратегической программы. Иначе заплаченные за ее разработку средства окажутся выброшены впустую.

Обсудить