Автомагистраль под вниманием экологов

Автомагистраль с прилегающими территориями является загрязненной зоной, проникновение вредных веществ из которой в водоносные слои почвы чревато долгосрочными проблемами. Проблема очевидна, глобальна, трудно решаема. Но, тем не менее, пути решения существуют.

Промышленные предприятия выбрасывают 20-30% вредных веществ. Эти выбросы называют выбросами из стационарных источников; с ними борются, их очищают, про них пишут. А 70-80% выбросов дают автомобили. О них тоже знают, но способов их очистки известно меньше, поскольку это сложнее, так как выбросы рассредоточены. Дополнительно к этому само асфальтовое покрытие является источником выделения различных классов углеводородов.

И так получается, что территория возле дороги превращается в зону с аномально большим содержанием вредных веществ. Вредные вещества из загрязненной почвы мигрируют в грунтовые воды, и при густой сети автомобильных, а также железнодорожных дорог проблема начинает принимать глобальный характер.

Автомобиль выбрасывает широкий перечень вредных веществ от простого углекислого газа до сложных полихлорированных дибензодиоксинов и дибензофуранов. Большая часть веществ конденсируется и оседает в близлежащей зоне от автомагистрали. Наиболее интенсивно происходит загрязнение придорожной полосы в зоне до 30 метров от проезжей части.

Среди группы тяжелых металлов, выбрасываемых автомобилями, наиболее значимыми поллютантами являются свинец, цинк, медь. При работе на этилированном бензине автомобиль может выбрасывать до 40-50 мг свинца на километр пути. Свинцовое загрязнение с содержанием металла, превышающем фоновый уровень в 3-5 раз, формируют вдоль дорог полосы загрязнения до 50 м. Полихлорированные дибензодиоксины и дибензоураны, выделение которых достигает 500 пикограммов на километр пути среднестатистического автомобиля, работающего на топливе с добавками 1,2-дихлорэтана, также оседают в придорожной полосе.

Канцерогенные ароматические углеводороды, находящиеся в черной саже и копоти выхлопных газов, также не являются летучими и оседают вблизи дорог. К другой группе загрязнителей почв автомагистралей следует отнести соли и другие химические вещества, использующиеся в составах антигололедных смесей, высыпаемых на дороги в зимнее время. Содержание солей в почвах обочин дорог может быть настолько высоко, что провоцирует засыхание придорожных деревьев.

Конечное депо всего спектра вышеперечисленных веществ - это грунтовые и подземные воды. Скорость миграции основных придорожных поллютантов невелика из-за малой растворимости большинства из них. Но с каждым годом они проникают все глубже и глубже, добираясь до горизонтов, из которых забирают воду на промышленные и питьевые нужды. Наглядный пример воздействия "придорожных" токсикантов - это загрязнение грунтовых и подземных вод в США и некоторых странах Западной Европы метилтретбутиловым эфиром, применяющимся как добавка к топливу. Сложность очистки от данного соединения и его токсичность послужили причиной отселения целых городов и поселков по причине полной непригодности питьевой воды. И виной всему этому послужили автомобили.

Проблема загрязнения придорожных полос токсикантами обратила на себя внимание специалистов самых разных областей знаний и вынудила искать методы ее решения. Высокоразвитые страны Европы, а среди них наиболее активно Германия и Австрия стали строить сооружения для очистки ливневых вод, стекающих с дорог. Известно, что минимальное количество вредных веществ выделяется с выхлопными газами автомобиля, едущего со скоростью около 50 км/ч.

И чем выше скорость, тем большее количество вредных веществ выделяет автомобиль. Соответственно, наибольшему загрязнению будут подвержены придорожные полосы скоростных автомагистралей с интенсивным движением. Сложно себе представить, но вдоль строящихся новых и расширяющихся старых автобанов в Европе стали строить очистные сооружения на всем протяжении. Как метод очистки было выбрано простое решение - биологическая очистка в прудах-отстойниках с помощью микроорганизмов и высших растений. Любой другой метод был бы чрезвычайно дорог в силу большой протяженности автомагистралей.

Сами пруды, в которых проходит отстаивание и очистка собранной воды, не являются сложным и дорогим сооружением. Водоросли, бактерии и выращиваемые по берегам тростник и камыш разлагают, поглощают и сорбируют из воды часть загрязняющих веществ. Часть оседает с илом, который время от времени надо выбирать и складировать на илохранилищах, сжигать, компостировать или применять другие методы утилизации. Система дренажа, канавки и желобки собирают в такие пруды практически все, что стекает с дорог, предотвращая массовое проникновение вредных веществ в глубокие подземные горизонты. Таким образом, грунтовые и подземные воды в районах дорог предохраняют от загрязнения "автомобильными" токсикантами.

Проблема придорожного загрязнения не коснулась пока Беларуси в такой сильной мере, как стран Западной Европы. Но, тем не менее, в водозаборах крупных городов уже находят свинец и другие вещества автомобильного происхождения. При строительстве новых скоростных дорог и при расширении старых, наверное, стоит обратить внимание на опыт и уже существующие технические решения очистки придорожных стоков. Следует уделить внимание хотя бы участкам дорог с легким грунтом, где миграция вредных веществ в водоносные слои почвы особенно велика. Проблему всегда легче предотвратить, чем потом расхлебывать последствия. Ведь очистить загрязненные грунтовые и подземные воды технически очень сложно и практически нереально.

Виталий Липик, "Экология Севера"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить