Тюменская область превратилась в надежный фундамент экономики России

Когда в товарищах согласье есть

Иногда события, влияющие на жизнь миллионов людей в настоящем и не столь отдаленном будущем, проходят почти незамеченными. Лишь отдельные эпизоды попадают в поле зрения телекамер, а цельная картина становится понятной только годы спустя. Вот и сейчас, по прошествии почти 15 лет нового тысячелетия, выясняется, что эти полтора десятилетия не потрачены жителями огромной Западной Сибири зря.

Состоящая из трех равноправных субъектов Российской Федерации Тюменская область, в шальные девяностые годы едва не ставшая депрессивной территорией, предприняла ряд шагов, благодаря которым еще много лет будет оставаться надежным фундаментом экономики всей страны. За первый десяток лет в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, на юге Тюменской области выстроена эффективная система взаимодействия власти и бизнеса, которая в начале второго десятилетия начала приносить плоды. Да такие, что не снились и в тучные советские времена. Многие из северян в происходящих процессах участвовали, а эффект почувствуют вообще все.

Очень важным в плане перспектив тюменского края представляется создание на территории Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции крупного газонефтеперерабатывающего кластера. За полвека освоения зауральских недр тюменцы из всех трех регионов привыкли к тому, что им отведена участь исключительно добытчиков черного золота и голубого топлива. По трубам и в цистернах углеводородное сырье утекало в другие регионы, где, преобразовываясь в разные виды топлива и ГСМ, приносило максимальную прибыль переработчикам. Соседи по Сибири и Уралу, успевшие в свое время обзавестись нефтезаводами, жили так вольготно, что могли позволить себе, например, содержать команды высших дивизионов чемпионата России по самым популярным видам спорта ("Авангард" и "Амкар"), добиваясь с ними неплохих успехов. Только в XXI веке высококлассный хоккейный клуб появился у тюменцев — "Югра" (Ханты-Мансийск). В остальном же кормильцам-нефтяникам и газовикам оставались горящие на месторождениях факелы, шламовые амбары, выжженная земля…

Читайте также: Безопасность по-тюменски

Перелом наступил только на рубеже веков. Впрочем, слово "наступил" не точно отражает суть произошедшего. К перелому привели согласованные действия правительств округов и области, администраций городов и районов, представителей бизнес-структур, общественности, да и просто тысяч рабочих разных специальностей. Отдельно следует сказать о позиции российских нефтяных, газовых и химических компаний. В принципе, их устраивал существующий порядок вещей, и если бы не добрая воля крупных отечественных предпринимателей, то, возможно, ничего бы и не изменилось.

Конечно, они всегда учитывали такие ключевые для обоснования будущих капиталовложений факторы, как близость к газо- и нефтепромыслам, развитая транспортная, энергетическая и финансовая инфраструктура, наличие квалифицированных специалистов, известные всему миру упорство в достижении цели и трудолюбие сибиряков. Но, пожалуй, главным фактором, побудившим российский бизнес к принятию поистине судьбоносных решений, стал созданный в тюменских регионах благоприятный инвестиционный климат.

Область и округа отличают стабильность законодательства (здесь сформирована и постоянно совершенствуется нормативно-правовая база, создающая условия для осуществления инвестиционной и инновационной деятельности), а также целенаправленная и активная господдержка инвестиционной деятельности. Примеров тому немало. Все три субъекта Федерации удерживают лидирующие позиции по объему инвестиций в основной капитал. Как указал в ходе состоявшегося недавно в Тюмени совещания по реализации инвестиционной политики полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, на долю Югры, Ямала и Тюменской области в 2013 году приходилось около 72 процента всех инвестиций в УрФО.

Привлекательность западно-сибирских регионов отмечают как российские, так и иностранные инвесторы. Президент Финляндии Саули Ниинисте, немало сделавший для строительства Няганской ГРЭС компании "Фортум", во время открытия электростанции в сентябре прошлого года подчеркнул: "Условия Севера нам, финнам, финским компаниям, хорошо знакомы. Мы морозов не боимся и Сибири тоже не боимся. Я убежден в том, что мы, финны и россияне, здесь, в северных широтах, имеем большие перспективы сотрудничества, потому что отправные точки прекрасны".

Родным домом называют Ямал в компании "Газпром". Председатель правления газового гиганта Алексей Миллер, подписывая в ноябре 2013 года с губернатором ЯНАО Дмитрием Кобылкиным соглашение о взаимодействии на 2014 год, заверил, что жители Ямала могут не беспокоиться — уровень суммарных выплат региону останется на прежнем уровне несмотря ни на какие изменения в законодательстве.

Читайте также: Новый кластер тюменской экономики

"На Ямале создан новый центр газодобычи в России, такого не было более 30 лет, — сказал Алексей Миллер. — При этом мы с вами построили промышленные объекты, начали производство в таких широтах, где не работает ни одно предприятие в мире. Подобного опыта добычи и транспорта газа не имеет ни один регион и ни одна компания в мире. Это результат нашей совместной работы! Наиболее же красноречивым примером грамотного выстраивания инвестиционного процесса в рамках сразу трех регионов можно считать проект, осуществляемый прямо на наших глазах. Это продуктопровод "Пуровский завод по переработке конденсата — Ноябрьская наливная эстакада — Южно-Балыкская головная насосная станция — ООО "Тобольск-Нефтехим" протяженностью 1 100 километров, о завершении строительства которого 4 июня 2014 года руководители компаний "НОВАТЭК" и СИБУР доложили президенту России Владимиру Путину.

В новейшей истории страны этот проект тоже не имеет прецедентов. "НОВАТЭК" расширил мощности Пуровского ЗПК с 5 до 11 миллионов тонн, что позволило получить дополнительные объемы сырья для газопереработки и нефтехимии. СИБУР ввел в тестовую эксплуатацию продуктопровод, по которому до 8 миллионов тонн ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов) в год будет поступать на Тобольскую промышленную площадку. Пуск трубопровода позволит российским нефтехимикам значительно расширить инфраструктуру транспортировки углеводородного сырья, повысит ее пропускную способность и надежность. Инвестиции СИБУРа в проект строительства продуктопровода составляют 63 миллиарда рублей.

Окончанию "трубной" стройки предшествовало завершение в октябре 2013 года не менее масштабного проекта по созданию в Тобольске комплекса производства полипропилена мощностью 500 тысяч тонн в год, в торжественной церемонии запуска которого принял участие Владимир Путин. Реализация проекта превратила Россию из импортера базовых марок полипропилена в экспортера. После выхода на полную мощность тобольское производство войдет в тройку крупнейших в мире. Проект является частью государственной программы по утилизации попутного нефтяного газа, долгие годы сгоравшего на месторождениях в факелах. Чтобы получить необходимый для нового комплекса объем пропана, нужно переработать около шести миллиардов кубометров ПНГ, что окажет положительное влияние на экологическую обстановку во всей Западной Сибири.

Немаловажно, что в ходе проведенного затем главой государства в Тобольске совещания генеральный директор ООО "СИБУР" Дмитрий Конов заявил о планах дальнейшего развития данной промышленной площадки и строительства комплекса по пиролизу углеводородов для получения полиэтилена и полипропилена. Тюменская область, таким образом, станет крупнейшим центром нефтехимии в России, а создание нефтеперерабатывающего кластера позволит добывающему региону стать производителем конечного продукта, обеспечит потребность в продукции компаний ТЭК, даст новый импульс развития всей территории от степей Казахстана до Карского моря. Инвесторы идут в Западную Сибирь — значит, у тюменцев, югорчан и ямальцев будет больше возможностей для получения работы и выше зарплата, будут строиться новые детские сады и школы, А еще — не забудем — станут чище воздух и вода вокруг. Что еще нужно нашим детям для счастья?

Автор Тимур Хакимов
Тимур Хакимов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить