Начинается реализация проекта "Элегест-Курагино-Кызыл"

В Туве начинается строительство ветки "Элегест-Курагино-Кызыл"

На ХVIII Петербургском международном экономическом форуме состоялась презентация проекта строительства железнодорожной ветки "Элегест-Курагино-Кызыл". "Проект этой железной дороги может стать одним из важных направлений российского прорыва на Восток. Позиционирование Тувы на больших публичных площадках архиважно!"  -подчеркнул глава Тувы.

В ходе ПЭФ прошли обсуждения проекта и переговоры в различных форматах, подписаны соглашения между заинтересованными сторонами. Между Тувинской энергетической промышленной корпорацией и банками России заключены договоры о финансировании. Минэкономразвития и минфин России подписали комплексное заключение о целесообразности финансирования железнодорожного проекта "Кызыл-Курагино" из Фонда национального благосостояния России.

Глава Тувы Шолбан Кара-оол прибыл в Санкт-Петербург сразу из Китая, где находился в составе делегации России под руководством президента. Руководитель республики представил участникам проект "Строительство тувинской железной дороги на Транссиб", реализация которого начнется уже в этом году. Федеральные министерства экономического развития и финансов дали добро на финансирование строительства.

"Мне кажется, что сотрудничество с Китаем является одним из важнейших направлений стратегического развития России. Это сотрудничество многопланово, в том числе, оно касается и развития путей сообщения, инфраструктуры взаимоотношений. Строительство этой ветки — выход на Урумчи, на западный район Китая, он нужен и Китаю, и России. Дело в том, что, видимо, в ближайшие годы в этот регион пойдут большие капиталовложения и там будут развернуты массированные инвестиционные работы, — заявил Pravda.Ru Борис Шмелев, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ. -Естественно, туда можно будет доставлять какие-то грузы, в том числе и из России. Для этого, конечно, нужна дорога, которая позволит решать многие проблемы снабжения. Одновременно промышленный кластер, который будет создаваться в том регионе Китая, предназначен, в том числе, и для большого экспорта продукции, которая там будет производиться. Через Транссибирскую железную дорогу Китай может вывозить эту продукцию не только в Россию, но и в другие страны СНГ и Европу. С этой точки зрения этот проект выгоден, он нужен и России, и Китаю".

Читайте также: Тува продвигается по маршруту здоровья

"В принципе, Китаю эта ветка нужна даже больше, чем нам, — сообщил Pravda.Ru Михаил Крылов, директор аналитического департамента инвестиционной компании United Traders. — У них сухопутная доставка грузов от ближайших портов на восточном побережье до этих районов Китая, может быть, на 1000 км длиннее, нежели из России транзитом через приморское побережье. Соответственно, в этой ситуации приморское побережье России будет использовано в качестве пути для доставки грузов в северо-восточные провинции Китая".

Строительство дороги в Туву названо первоочередным проектом. Министр экономики Алексей Улюкаев заявил об этом еще неделю назад в Китае.

Внешэкономбанк, ВТБ и Сбербанк планируют вложить в реализацию проекта развития Элегестского угольного месторождения и строительства ж/д линии Элегест - Кызыл - Курагино около 76 млрд рублей. Помимо этого 87 млрд рублей выделит государство, порядка 54 млрд рублей - это средства инвестора.

"На реализацию проекта "Элегест-Кызыл-Курагино" из ФНБ предполагается выделить 40 процентов от стоимости проекта, 25 процентов обеспечит частный инвестор и 35 процентов - кредит, взятый в банках. Средства из ФНБ частный инвестор обязуется возместить государству", — пояснил Шолбан Кара-оол механизм финансового обеспечения проекта.

Читайте также: Глава Тувы просит вернуть стационарные посты ДПС

Положительное решение двух ключевых министерств по проекту Элегест-Кызыл-Курагино принято на следующий же день после визита Владимира Путина в Китай. Эксперты считают возможным, что в ходе шанхайской поездки были достигнуты договоренности об участии китайской стороны в этом проекте. Это означает, что в дальнейшем тувинская ветка Транссиба может быть продолжена на китайский Урумчи.

Такой перспективный проект был впервые предложен министром обороны Сергеем Шойгу: "От Кызыла можно идти через Западную Монголию на Китай, а оттуда в любую сторону — в Пакистан, Индию, куда угодно". Дмитрий Медведев счел предложение интересным и поручил проработать: "Это действительно важное направление для развития территорий и увеличения экспортного потенциала".

Этот вариант придает проекту намного большую экономическую целесообразность, чем если бы дорога оставалась тупиковой. Железнодорожное сообщение из Тувы в Монголию и Китай развило бы транспортную структуру и систему логистики на важном стратегическом направлении. Сейчас из-за ухудшения отношений с Западом и стремительно развивающихся и крепнущих отношений с КНР проект становится особенно актуальным и в недалекой перспективе станет просто жизненно необходимым. Президент на форуме также однозначно высказался в поддержку развития Транссиба, которое позволит удвоить объемы торгового оборота страны с КНР к 2020 году. Владимир Путин заявил: "Важнейшим приоритетом для нас остается инфраструктура, снятие инфраструктурных ограничений для регионов и целых отраслей".

"Из транспортных проектов, заявленных сегодня на финансирование из ФНБ, поставленным Владимиром Путиным задачам отвечает дорога Элегест-Кызыл-Курагино. Его реализация позволит создать Енисейскую территорию опережающего развития и вывести сразу несколько регионов Сибири на более высокий социально-экономический уровень. Тува и наш инфраструктурный проект вполне подходят на роль одного из ключевых направлений, на которых Россия намерена осуществить объявленный президентом прорыв на Восток", — считает Шолбан Кара-оол. Софинансирование прорывного проекта должно начаться уже летом. С началом строительства нужно будет думать не только о запуске этой железной дороги, но и о масштабном продолжении - Тува-Монголия-Китай и далее по всей Азии.

Автор Ольга Лазарева
Ольга Лазарева — выпускающий редактор Правды.Ру *