Реорганизации администраций морских портов России

Архангельский порт: тупик уральской дороги?

В северных регионах России в последнее время очень много разговоров ведётся вокруг создаваемой Администрации морских портов Западной Арктики. Она будет базироваться в Мурманске и в её подчинение перейдут порты Архангельской области, Карелии, Ненецкого автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. А ведь исторически именно Архангельск на Северной Двине — это первый морской порт России, через который она была связана с Западной Европой. И вдруг — Мурманск…

Порт Архангельск был основан еще в 1584 году. Собственно, и в развитии и освоении Арктики именно Архангельск играл ключевую роль. В 1932 из Архангельска было совершено первое сквозное плавание по Северному морскому пути за одну навигацию ледокольного парохода "Сибиряков". Да и вообще на столицу Поморья раньше смотрели как на столицу Арктики. Но решение о "главенстве" Мурманска было все-таки принято…

Хотя вообще-то подготовка к реорганизации администраций морских портов России началась ещё три года назад, пишет поморское ИА "Двина-Инофрм". Реформа не обошла стороной и Архангельск. Закон был подписан президентом и вступил в силу 21 января 2014-го.

Реорганизация по замыслу направлена на снижение административных расходов, а конечная её цель — уменьшение сборов, которые в отдельных портах страны чрезвычайно высоки. В связи с этим порт становится неконкурентоспособным. Чтобы уменьшить эти сборы, и было решено снизить расходы за счёт сокращения штатной численности работников, путём укрупнения организаций. И конечная цель реорганизации — ликвидация администрации морского порта Архангельск как юридического лица и создание Службы капитана морского порта.

Читайте также: Возродить порты России - без лишних затрат

Но "уменьшение сборов" тут, пожалуй, ключевые слова. Между прочим, с предложением снизить портовые сборы губернатор Архангельской области Игорь Орлов лично обращался аж к самому президенту страны. И после этого в мае 2013 года Владимир Путин поручил Федеральной службе по тарифам рассмотреть это предложение. 25 декабря 2013 года приказ Федеральной службы по тарифам зарегистрировал Минюст России. А 10 января 2014 года документ вступил в законную силу.

Вообще за последние годы снижение ставок портовых сборов для конкретного региона — единичный случай в России. На 20 процентов уменьшены сборы для судов загранплавания, на 10 процентов — для судов каботажного плавания, на 20 процентов ниже будет ледокольный сбор. Чего уж там, губернатору удалось успешно пролоббировать (в хорошем смысле слова) интересы Архангельска "на самом верху".

Но, как на грех, не прошло и двух недель, как в Архангельском морском порту, как раз "сверху" и началась реорганизация, в результате которой этот порт организационно и присоединили к Мурманскому! "Мурманское" лобби оказалось круче "архангельского"?

И вот несколько красноречивых цифр, почерпнутых и из прессы, и с официальных сайтов. Грузооборот порта Мурманск в 2013 году вырос на 32,5 процентов — до 31,4 миллиона тонн, порта Варандей — в 1,7 раза — до 5,4 миллиона тонн. А вот грузооборот порта Архангельск сократился на 14,3 процентов — до 4,4 миллиона тонн… И почему-то кажется, что грузов через Архангельск теперь будет еще меньше. По понятным, надеюсь, причинам. Мурманск главнее.

А ведь именно на порт Архангельска рассчитывали разработчики уникального транспортного проекта "Белкомур" — железной дороги "Беломорье-Коми-Урал". Четырехколейную магистраль с помпой вроде бы начинали строить еще в 90-х. Но стройка, по большому счету, так и осталась мечтой жителей Поморья, Коми и Пермского края. А сейчас, когда перспективы развития порта в Архангельске весьма запутаны, можно написать и так — "несбыточной мечтой"…

"Магистраль имеет смысл только при развитой портовой инфраструктуре, поэтому порт в Архангельске готовят для приёма судов морского типа всех классов, - сообщает всезнающая Википедия. — Порт находится на мелководье, Северная Двина непрерывно наносит песок и ил, поэтому в порту необходимо проводить регулярные дноуглубительные работы большого объёма. Эти работы сами по себе экономически нецелесообразны до тех пор, пока нет соответствующего грузопотока, который и должен появиться благодаря "Белкомуру". Архангельский порт претендует вернуть себе статус главного порта Северного морского пути… При этом без строительства нового глубоководного района реставрация и дальнейшее эффективное коммерческое использование Северного морского пути невозможно…".

Pravda.Ru, кстати, уже обращалась в теме дноуглубления в северных регионах России. И, получается, пока не будет "Белкомура", никто в порт Архангельска вкладываться не собирается. И наоборот,  пока не развит порт Архангельска, никто всерьез заниматься "Белокомуром" не будет! Замкнутый круг… В одной из публикаций мы отмечали, что одной из главных проблем порта Архангельска, наряду с высокими портовыми сборами, является значительное уменьшение дноуглубительных работ — из-за этого порт просто не может принимать очень крупные суда. А как с этим?

Читайте также: Дноуглубление в России почти на дне

На этот вопрос корреспонденту Pravda.Ru ответил председатель комитета по промышленной политике, транспорту, связи и экологии Архангельского областного Собрания депутатов Эрнест Белокоровин:

— Наши реки, в том числе Северная Двина, на которой находится порт Архангельска, находятся в федеральной собственности. Поэтому средства на дноуглубительные работы, инженерно-гидрологические изыскания, очистку дна, содержание всех гидротехнических сооружений — маяков, буев и т. п. — должен выделять федеральный бюджет. Область не может напрямую финансировать из своего бюджета такие расходы — это противоречило бы Бюджетному Кодексу. Очевидно, что такие масштабные работы возможны только на государственном уровне и при участии бюджета Федерации — никакому региону в одиночку такие задачи не решить.

В общем, как ни крути, замкнутый круг разорвать можно только "сверху"…

 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить