Развитие малой авиации в России получило второе дыхание

Из Коми в Пермь - без посадки в Москве

Развитие транспортной инфраструктуры страны тесно связано с авиацией, и когда-то серьезную нишу в ее структуре занимали меж- и внутрирегиональные пассажирские перевозки. Практически забытая за последние несколько десятилетий малая авиация получила второе дыхание. В стране заговорили о ее возрождении и возобновлении регионального авиасообщения.

"Понимаете, в России до 90-х годов была полная аэрофикация страны. Когда на полную мощность работало авиастроение, когда мы ежегодно получали сотни самолетов, причем любого типа и калибра, рассчитанные на полеты на любые расстояния. В начале 90-х мы перевозили 140 миллионов пассажиров в год, имели 1400 аэродромов. Мы были сопоставимы по структуре и объемам перевозок с США: 6-7 процентов перевозок за рубеж, а 93-95 процентов — внутренние перевозки. По итогам 2012 года мы перевезли 74 миллиона пассажиров, США-730 миллионов. У американцев структура полетов осталась та же, а у нас 40 процентов внутри страны и 60 процентов за рубеж, и не потому что мы стали много летать за границу, а потому, что мы полностью потеряли местные авиаперевозки", — рассказал в интервью "Правде.Ру" бывший заместитель министра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР, президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов.

Понятное дело, что раскачивание отрасли в масштабах страны, прежде всего, требует серьезного финансового вливания, причем как со стороны государства, так и со стороны региональных властей. Однако уже сегодня процесс идет уверенными темпами.

Так, например, 14 августа 2013 года открывается прямое регулярное авиасообщение между республикой Коми и Пермским краем. Маршрут имеет огромное значение для Коми. Рейс Сыктывкар — Пермь означает исполнение одного из важнейших пунктов соглашения о сотрудничестве, заключенного между регионами.

О создании авиакоридора региональные власти договорились еще в феврале месяце, в августе идею удалось воплотить в жизнь.

"Считаю, что такое оперативное решение по одному из важнейших направлений соглашения о сотрудничестве само за себя говорит о серьезности намерений по взаимодействию между регионами. Могу заверить, что и остальные проекты, по которым были достигнуты договоренности с губернатором Пермского края Виктором Басаргиным, со стороны Правительства Республики Коми будут максимально проработаны для их скорейшего запуска, — отметил глава Республики Коми Вячеслав Гайзер.

Стоит отметить, возрождение малой авиации в регионах дело затратное и требует особого внимания. Рентабельность внутрирегиональных перевозок остается низкой, и привлечь новые авиакомпании на этот рынок достаточно сложно. Так, как потребность в малой авиации, прежде всего, носит социальный, а не коммерческий характер.

"Из 1400 аэропортов на сегодняшний день в стране осталось 300. Так же цена авиабилета существенно выросла. Так, в той же Америке в 2012 году граждане тратили 5 процентов от средней заработной платы на покупку авиабилетов, а в России 100 процентов. Малая авиация просто необходима для страны, где зачастую авиаперелеты — единственный способ передвижения. В той же республики Коми", — говорит Олег Смирнов.

"Было принято решение о воссоздании собственного авиаперевозчика, который, мы уверены, будет не только выполнять свои функции, но в определенное время сможет повлиять на ценовую политику, сложившуюся на региональном рынке. В этом смысле цивилизованная конкуренция — лучший инструмент", — сказал Вячеслав Гайзер.

Всего небо республики делят между собой девять авиакомпаний: ООО "Ютэйр" и ее дочка "Ютэйр-Экспресс", ООО "Нордавиа — региональные авиалинии", компания "Руслайн", ОАО "Комиавиатранс", АП "Газпром-авиа", АП "Северсталь", "Авиалинии-400 Red Wings" и "Оренбургские авиалинии", специализирующаяся на чартерных перевозках.

В целом полеты над территорией Коми осуществляются по 15 направлениям. В 2011 году удалось увеличить пассажирские авиаперевозки на 27 процентов, причем на внутренних авиалиниях пассажиропоток возрос на 51 процент. А это говорит о высоком спросе на подобные рейсы.

Внутрирегиональное авиасообщение является социально-значимым для жителей Коми. Территория республики огромная. Имеются населенные пункты, которые располагаются в труднодоступных районах. Некоторые находятся не территории крайнего севера и территориях приближенных к ним. Единственным способом добраться до них зачастую выступает только малая авиация.

Программа по развитию малой авиации появилась в Коми около года назад. Начинать пришлось практически с ноля. С постсоветских времен малой авиации перестали уделять должное внимание, однако уже сейчас видны результаты проделанной работы: подготовлены взлетно-посадочные полосы, закуплены самолеты, обучен персонал.

"Это очень хороший шаг и правильная инициатива. Это просто грешно не использовать шанс, когда государство оказывает поддержку", — выразил поддержку Олег Смирнов.

Начиная с 10 июля авиакомпания "Комиавиатранс" осуществляет регулярные рейсы из Сыктывкара в Воркуту, Ухты, Печору, Усинск, Усть-Цильму и обратно. Также появится рейс, связывающий Воркуту и Ухту. А уже с 14 августа первый легкомоторный самолет отправиться в Пермь. По сути, речь идет о постепенном восстановлении отрасли.

Для этого были закуплены три самолета L-410, на них в Росавиации уже получены соответствующие сертификаты. Кроме того, подписано соглашение между "Комиавиатранс" и лизинговой компанией ЕСС — дочерней структурой бразильской авиастроительной компании Embraer S. A. Согласно этому документу, Коми рассмотрит возможность использования воздушных судов Embraer на местных и межрегиональных авиарейсах. И при положительной оценке этой перспективы приобретет бразильские самолеты.

Как отметил Вячеслав Гайзер, использование собственных самолетов — один из этапов реализации комплекса мероприятий по развитию авиационного сообщения и аэропортового комплекса республики, который включает восстановлению наземной инфраструктуры, модернизации оборудования и закупу спецтехники в соответствии с требованиями авиационной безопасности.

Еще одним значимым вопросом является ценовая доступность. Если стоимость авиабилетов будет слишком высокая, то люди просто не будут летать. Цена на авиабилет должна быть сравнима со стоимостью проезда в купейном вагоне поезда по данному направлению.

Республиканской службой по тарифам на сегодняшний день утверждены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров и багажа. Так, например, по маршруту Сыктывкар-Усинск предельный максимальный тариф на авиаперелет составляет 5370 рублей, из столицы Коми в Усть-Цильму — 3350, в Воркуту — 4530, в Печору — 2680 рублей. На маршрут Воркута-Ухта предельный максимальный тариф остановился на уровне 3149 рублей.

Добавим, первый межрегиональный рейс "Сыктывкар-Пермь-Сыктывкар" будет осуществляться еженедельно — по средам на самолетах L-410 UVP E-20. Ориентировочное время перелета по маршруту — 1 час 45 минут.

Как отмечают в правительстве региона, останавливаться на достигнутом никто не собирается. В данный момент идет ремонт и реконструкция посадочных площадок в Кослане, Ижме, Троицко-Печорске и Инте. Планируется, что эти населенные пункты также будут связаны со столицей республики регулярными авиарейсами.

Что касается межрегиональных перелетов, то в планах наладить авиасообщение с Казанью, Кировом, Нижним Новгородом и другими регионами.

Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"

Автор Екатерина Карманова
Екатерина Карманова — копирайтер, рекламный менеджер
Обсудить