Анекдотические случаи путаницы с названиями регионов

Готовьтесь, к вам едет ревизор!

За последние годы пять раз высокопоставленные чиновники, а за ними и журналисты путали Архангельскую область с Астраханской и наоборот. Может и случайно, так, например, автономера в Архангельской области идут с цифрой 29, в Астраханской с 30. А сколько раз путали Северодвинск с Североморском или Новгород с Нижним Новгородом — вообще не счесть.

Чего уж там — путали регионы еще при СССР, в гигантских шестернях огромной и, прямо скажем, проржавевшей бюрократической машины еще и не такое порой случалось. Тогда за такую путаницу влетало кому полагается и по административной линии, и по партийной. Вряд ли сейчас у нас подобная машина меньше, и ошибок хватает.

Эта история в числе прочих сохранилась в архивах автора этих строк еще со времен военно-морской службы в Заполярье. Началась моя диковинная коллекция чиновных курьезов (читайте "Правду.Ру"!) с секретной шифротелеграммы, которую командир нашей подлодки получил перед самым переходом в Северодвинск на ремонт летом 1991 года. Лодка уже была готова начать движение из подводницкой базы Гаджиево за два моря (Баренцево и Белое). В депеше значилось примерно следующее: "Начать переход в… Североморск во столько то, по приходу в точку назначения ошвартоваться у такого-то пирса!".

Читайте также: Как Фидель Кастро радиста с "Ленина" женил

Помнится, командир тогда пожал плечами (а в культурный Северодвинск тем летом хотелось всему экипажу — он считался чуть ли не северным Ленинградом). Время тогда было смутное, в стране и на флоте сплошная неразбериха. Только-только избрали президента России Ельцина. Но президент СССР Горбачев таки-остался. Кто у военных был тогда главнокомандующим, до сих пор не поймешь. Ну да ладно.

Командир, не особо задумываясь (военным думать над письменными приказами вообще вредно), дал штурману команду сделать прокладку (то есть маршрут) до Североморска, благо недалеко. Хорошо, что он приказал также мичману-секретчику сохранить документ и на всякий случай упрятать его подальше в сейф! Иначе голову ему точно открутили бы… Первоисточник шифротелеграммы из штаба флота стал доказательством его невиновности. Голову, говорят, с помощью дисциплинарных и партийных инструментов отворачивали оперативному дежурному штаба Северного флота, который спросонок допустил географический казус, перепутав место назначения в отправленной им шифровке.

Короче, когда на подходе к акватории главной базы Северного флота, жутко охраняемого Североморска (птица не пролетит, мышь не проскользнет, скумбрия не проплывет!) над лодкой закружили противолодочные вертолеты, а в рубке у радистов начали сходить с ума от поступающих в них матов все приборы, командир на всякий дал команду: стоп машина. А то ведь как бабахнут!

Когда все выяснилось, мы с огромным удовольствием почапали в благословенный закрытый город, Северодвинск, где тогда, несмотря на горбачевскую антиалкогольную "засуху", водилось холодное пиво. Ну и дамы в мини-юбках тоже присутствовали… Ну да ладно, хватит ностальгии. Вернемся к Архангельску и Астрахани.

Этот казус я зафиксировал в своем потрепанном блокноте буквально через месяц после вышеописанного случая. Представьте себе: только что прекратилась трансляция балета "Лебединое озеро" по обоим существовавшим тогда телеканалам, руководители ГКЧП расселись по своим камерам. И тут в "Дом с оленем", то есть в Архангельский облисполком (что-то вроде нынешней администрации губернатора, кто не знает) приходит телеграмма с грозной "шапкой" — "Правительственная".

Правда, не совсем понятно было, это от какого такого правительства — СССР или РСФСР (была такая страна). Президентов так-то два тогда работало. Как бы переходный период… В телеграмме четко написано: к вам едет высокая комиссия для проверки всего, чего можно. Принять и обеспечить! Прилетают к вам московским рейсом таким-то. Самолеты тогда еще летали, хотя и непонятно, чье они воздушное пространство бороздили — советское или как бы российское.

Короче, приземлилась в аэропорту Талаги "Тушка", начал выходить из нее народ. И пассажиры неожиданно лицезреют прямо у борта кавалькаду черных "Волг", и даже "Чайка" откуда-то нашлась. Встречающие у машин зорко вглядываются в лики прилетевших: кто же тут комиссия? Фамилий проверяющих-то в телеграмме е было!

Короче, в машины вежливо, но настойчиво запихали трех мужиков, наиболее подходящих по виду под образ высокой комиссии в понимании встречающих. Потом, конечно, выяснилось, что это просто работяги-нефтяники из соседнего Ненецкого округа, летевшие к себе на буровую через Архангельск, решили удивить тамошних оленеводов (ну и, конечно, оленеводок) добротными костюмами, галстуками и кожаными портфелями. Уж не знаю, что у них там получилось с ненецкими оленеводками, но с перепуганным недавним путчем архангельскими советскими клерками у них все удалось!

Так и представляется: самый сообразительный из буровиков дотумкал, что всем троим нужно отдаться, так сказать, на "волю волн" и плыть по течению, не задавая лишних вопросов… Их устроили в лучшую гостиницу, только-только дали принять душ и молча повезли на обкомовскую базу отдыха. Ломившийся от напитков и закусок стол явно бросал вызов тогдашним стыдливо обнаженным прилавкам Поморья. Там было все! И много.

В себя мужики пришли дня через три. Авиабилеты на Нарьян-Мар пропали. А на буровой ждали смену… Самый сообразительный свистнул из коридора милицейского сержанта, который был приставлен охранять священный покой "проверяющих из центра". Слова "Нам в Нарьян-Мар срочно!" сержант воспринял как команду "Фас!", тут же доложил лейтенанту, тот старлею, тот капитану… Короче, три билета до столицы нефтеносного округа "проверяющим" привез полковник. Провожая их до трапа самолета, служивый даже смахнул слезу. И радушно молвил: "Приезжайте еще!". По-видимому, он забыл пришпандорить к этой фразе частицу "Не"…

А тем временем в Астрахани по трапу с самолета сошла другая троица, лысый мужчина с горизонтально лежащим на животе галстуком и две женщины в строгих деловых костюмах французского покроя. Не встреченная никем высокая комиссия (кстати, так до меня и не дошло, откуда они были — из СССР или из РСФСР), обильно потея и медленно зверея в битком набитом горячем автобусе, добралась до тамошнего облисполкома. А постовой милиционер у входа их взял и не пустил! Нет указаний, сказал. А ваши бумажки с печатями, мол, спрячьте подальше, тут вам не здесь. Никто ничего не говорил. Предупреждают обычно.

К вечеру из гостиницы, где стены казались некими древними барельефами от почивающих на них тараканов, они дозвонились до оплота советской власти. Но не повезло: сторож, обозвав себя дежурным по облисполкому, сонным голосом парировал все возмущенные вопросы высоких персон, опущенных шалуньей-судьбой ниже плинтуса: уже ушли все, рабочий день закончен, приходите завтра. Ну, или послезавтра. А еще лучше — никогда! Ну принято так было в то любопытное время. Да и сейчас периодически в некоторых чиновных учреждения отголоски прошлого раздаются, чего уж там…

Короче, назавтра за свои собственные деньги "комиссары" улетели обратно, злорадно строча в узких самолетах грозные докладные. Которые по прилете в Москву были нервно порваны на клочки еще более высоким начальством: у нас тут тако-о-о-е происходит, а еще вы тут еще со своей абракадаброй… "Комиссары" обиделись, но что поделаешь.

Но юной секретарше-практикантке, которая отправила телеграмму о грядущей проверке не в Астрахань, а в Архангельск, они выплеснули все наболевшее. Но та равнодушно зевнула и не по годам мудро изрекла: мол, это мне САМ так написал. Хотите, доложу об ошибке? Ответом было громкое и дружное "Не надо!". Заканчивалась перестройка, страна грустно совершала последние вздохи. Ну да ладно.

Несколько лет назад, уже будучи журналистом местных газет в Архангельске и Северодвинске, мне как-то довелось спросить у ныне покойного (мир праху!) бывшего председателя архангельского облисполкома о том случае: может, еще какие-то подробности расскажете? Интересно все-таки. Бывший, человек с юмором, сначала приложил к губам палец, потом как бы в шутку продемонстрировал кулачище. Я тоже как бы в шутку ответил: все, молчу-молчу. Но видите, пригодилась эта история. Хотя бы для того, чтобы напомнить и нынешним чиновникам: географию учить надо!

Читайте самое интересное в рубрике Регионы

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить